- Дорогие друзья! У моей внучки Сонечки сегодня День рождения! Она классная девчонка – смелая, отважная, настоящая пацанка. Никогда не даст в обиду своих братьев и сестер. Ей всего двенадцать. Но она уже такая взрослая…Пусть у нее будет яркая счастливая жизнь!!!
- С уважением и признательностью, Ваша Зоя Баркалова.
- Соня, вставай, хватит спать…Слышишь меня? Вставай! Новый день настал. Ты помнишь, какой день сегодня?
- Ой, мама, ну дай поспать…Мне вставать еще рано. В школу во вторую смену…Еще полчасика…
- Я не мама, - заявил спокойный и уверенный голос. – Я – Алиса…
- Алиса…дай поспать! – Соня никак не хотела просыпаться. – Постой! Какая Алиса? Ты кто?
- Ну наконец-то, да-да, Соня, это я. Твоя подруга – Алиса Бот. Кажется, так вы меня здесь называете?
Соня вскочила, протерла глаза и уставилась на крепенькую девчушку, сидящую на компьютерном кресле рядом с ее кроватью.
- Ух ты! А я думала, ты совсем пропала…
- Не дождешься! – засмеялась Алиса. – Я здесь, чтобы тебя поздравить с Днем рождения и сделать тебе подарок!
_ Ой! Ну да! У меня сегодня Днюха! Ну как же!!! А я еще хотела встретить рассвет…
- Давай умывайся, завтракай, у нас мало времени.
- Мы куда-то спешим?
- Время нужно беречь! – Алиса прикоснулась к небольшому кулончику на цепочке, висящему у нее на груди…
Никогда еще Соня не собиралась так быстро. Алиса ее заинтриговала. Хотелось побыстрей узнать, что за подарок ей приготовила ее компьютерная подружка.
- Ты готова? Тогда мы отправляемся в путешествие…
- Мы едем на море?
Алиса поморщилась:
- Нет, море в наши планы точно не входит. Мы отправимся в гости к твоим родственникам по прямой линии…то есть в прошлое. А вот куда попадем и к кому, это уже будут определять алгоритмы времени и пространства.
- Это как? – не успела до конца сформировать свой вопрос Соня, как Алиса взяла Сонину руку и притронулась к своему кулончику.
- Это вот так, - прошептала она. – Не бойся. Я с тобой. И, да! Неизвестно, будут ли тебя видеть твои пращуры…Каждый раз все будет по-разному…
***
На краю поля две девчушки собирали колосья в снопы. Они были примерно Сониного возраста – лет двенадцати. Жарко. Мокрые от пота волосы выбились из-под платка и прилипли ко лбу.
Соня и Алиса подошли ближе. Нет, не видят. Не обращают никакого внимания на девчонок из будущего.
- Ты знаешь, Таня, были бы живы наши родители, мы бы сейчас не в поле с тобой пахали, а учились, за партами сидели, - вздохнула девчушка с длинной русой косой.
- Фрося, когда нас забрали в «Коммуну, я думала так и будет, - устало прислонившись к снопу, проговорила вторая. – А нам-то один денек всего-то и дали поучиться. А потом…- у девчонки на глазах заблестели слезы.
Откуда-то издалека послышался топот копыт и девчонки, только что присевшие передохнуть, испуганно повскакивали со своих мест:
- Бригадир! Опять нагоняй будет…
Соня хотела было вступиться за девчонок – она такая, и за себя постоит, когда надо, и за того парня, как говорится…, но Алиса уже коснулась своего кулончика, и они оказались в крепком деревенском доме, где Фрося качала люльку, подвешенную к потолку. В доме было еще несколько ребятишек. Фрося, уложив младенца, метнулась к корыту, в котором лежало грязное белье, начала тереть его на стиральной доске.
- Фросю взяли в семью? – тихонько спросила Соня у Алисы. – Это ее семья?
- Ее взяли в няньки. Как видишь, она сама еще ребенок…Но ты права, это и есть ее будущая семья.
- Это как?
- Через несколько лет она выйдет замуж за старшего сына своей хозяйки. И он станет твоим, Соня, пра-прадедом.
- Стой! Я поняла! Этот тот самый, который погиб под Сталинградом? Я год назад ездила к нему на братскую могилу.
- Да! Вон он, видишь…Фросе – 12 лет, а ему пока только девять. Даже младше тебя.
У окна за столом сидел мальчишка, который с упоением читал книгу.
- Иван! Иди Приське помоги! Принеси ей воды из колодца! – в дверях появилась статная женщина средних лет.
- А вот и твоя пра-пра-прабабушка собственной персоной - Марфа Даниловна Кириченко. Хорошо, что они нас не видят и не слышат.
- Кто здесь? – насторожилась Марфа.
- Ого! По поводу – не слышат, я поторопилась сказать, - Алиса поспешно притронулась к кулончику, и деревенская изба исчезла.
Вокруг Алисы и Сони на носилках, кроватях, на полу лежали раненные солдаты. Их перевязывали медсестры, обрабатывали раны… Молодая женщина в белом халате и косынке смачивала губы солдатику, метавшемуся в горячечном бреду:
- Потерпи, милок…
-Это же Фрося, только уже взрослая! – выдохнула Соня. – А что это у нее с ногой? Она ранена?
- Шла в госпиталь через поле, попала под обстрел. Пуля застряла в ноге…- поморщилась от боли Фрося. – А вы кто такие будете? Из школы на помощь прислали?
Соня замялась, не зная, что ответить.
- Ну раз из школы, то помогите раненым написать письма домой, - не дожидаясь ответа, Фрося подтолкнула Соню к кровати у окна, на которой лежал боец с перевязанными руками и ногой.
- Иди, - кивнула Алиса. – Помоги…
_ А где ручка? Листок?
- Карандаш и кусочек бумаги есть, а вот грамоты я не знаю, - пояснила Фрося. – А то сама бы давно написала. Медсестричкам и вовсе нет времени.
Соня присела на кровать:
- Я готова. Диктуйте!
- Здравствуйте. дорогие мои мама и сестричка Раечка, - начал боец и отвернулся к стене, пытаясь скрыть набежавшую слезу. Но уже через несколько секунд взял себя в руки. Начал диктовать хриплым голосом. Соня едва успевала записывать за ним:
-Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей жизни. Дорогая мама, вчера я получил ваше письмо, которое сильно на меня подействовало. Мама, я сочувствую всем вашим трудностям, вашему горю, но ведь мне тоже тяжело… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам.
Письмо было не очень долгим. Но Соне показалось, что она пишет его уже не один день…Что она давным -давно здесь, среди солдат, медсестер, войны и человеческого страдания.
- Идите! Темнеет, вам пора по домам! - Фрося взяла исписанный листок бумаги. – Я сама передам его почтальону…
Соня не заметила, как Алиса вновь коснулась кулончика. И они оказались в заснеженном селе, рядом с высокой молодой женщиной, которая выбежала со двора под окрики немецкого солдата. За ее юбку цеплялись двое ребятишек – мальчик и девочка лет четырех-пяти. В руках у женщины попискивал младенец, укутанный в большой клетчатый платок.
- Ладно! Уйдем, Не ори! Посмотрю, как драпать будете, когда наши придут. – бормотала она тихонько себе под нос. А сама все ускоряла шаг, спасая себя и детей от расправы немецких солдат, занявших дома деревенских жителей.
Немецкий солдат, куражась, выстрелил поверх ее головы. Истошно закричали дети, заплакал ребенок на руках. И женщина припустила бегом, не понимая куда. Но главное – зачем. Спасти своих детей!
- Шура, не отставай! – приказала она девочке, шмыгающей носом и растиравшей слезы по щекам. – Реветь потом будем. Когда в безопасности останемся. Подальше от супостатов.
Мальчуган, оборачиваясь, погрозил немцу кулаком, а тот загоготал на своем гортанном языке что-то резкое:
- Шнеля! Пуф-пуф!
- Это тоже твоя пра-прабабушка, Аниса Яковлевна Быканова. Только уже по линии деда. Першино в годы войны было занято немцем. А девочка – это твоя прабабушка, которая и сейчас живет в своем селе. Да ты ее знаешь…
- Баба Шура? Ничего себе! Какая она здесь маленькая...
- Все были когда-то маленькими, - философски ответила Алиса. - Кроме меня, конечно!
- Алиса! Я никогда не думала, как страшно и тяжело жили наши предки. Одно дело в книжках читать, в кино смотреть, а другое…Я, честно, испугалась и чуть сама не побежала впереди своей пра-пра-матери.
- А теперь куда?
- А теперь, милая Алиса, я хочу домой, к маме! Вчера она мне не дала сто рублей на стикеры, и я сказала ей, что так жить нельзя, чтобы экономить на всем! Теперь…теперь я так скучаю по маме, по своему дому, по своей школе. Так хорошо, когда рядом родные и друзья. И никто не стреляет тебе вслед,..
- Прости, что путешествие не было романтическим. Я хотела познакомить тебя с твоим родом. Но алгоритм не угадаешь, куда его занесет, никогда не знаешь…
Алиса и Соня стояли в Сониной комнате, залитой сентябрьским солнцем. За окном золотилась листва. А из кухни доносился запах любимого Сониного пирога…
- Сонечка, доброе утро! С Днем рождения, доченька! Ты все еще обижаешься?
- Нет, мамочка! Ты – самая лучшая. И все у нас хорошо, мама. Я тебя очень люблю!
Мать и дочь обнялись. День рождения только начинался.
О том, как появилась Алиса в жизни Сони здесь.