Сегодня речь пойдет об одной из самых горячих тем московской экологической повестки – особо охраняемые природные территории (ООПТ) и работы на них.
Для понимания, что такое ООПТ, начинать необходимо с зонирования, предусмотренного Законом г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». Согласно приведенной градации, в ООПТ могут быть выделены 9 видов зон. В том же законе говорится о том, что природные и (или) историко-культурные объекты являются основой особо охраняемых природных территорий, а гибель таких объектов является основанием для упразднения ООПТ. Такие объекты формируют два вида зон – «Заповедные участки» и «Зоны охраны историко-культурных объектов». По смыслу, из существующего перечня, к основным охранным зонам относятся также «Зоны охраняемого ландшафта». Эти три зоны – это и есть то самое «ядро, которое необходимо сохранить», о чем говорил Мэр Москвы в своем отчете перед МГД в конце прошлого года.
Остальные зоны, а именно «Учебно-экскурсионные зоны», «Рекреационные центры», «Физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны», «Прогулочные зоны», «Административно-хозяйственные участки», «Участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному режиму» - можно отнести к вспомогательным. С одной стороны, они существуют для соблюдения баланса между сохранностью природных и историко-культурных объектов, удовлетворением рекреационных нужд граждан, а также необходимостью содержания территории. С другой стороны, эти зоны формируют некий буфер, который позволяет сократить антропогенную нагрузку на основные зоны. Такой механизм является стандартной практикой и на федеральном уровне.
А теперь давайте разберемся с размерами основной природной зоны – «Заповедные участки». В Москве 69 ООПТ, являющихся самостоятельными единицами, не входящими в состав других ООПТ, общей площадью 16007 Га. В разных источниках можно встретить большее количество ООПТ Москвы, но это будут те ООПТ, которые входят в состав этих 69 ООПТ и на площади дополнительное дробление никак не повлияет, так как они все учтены в этих 69 ООПТ. Из них, зоны с наименованием «Заповедные участки» выделены лишь в 14 ООПТ и общая площадь таких зон составляет 611,6 Га:
Природно-исторический парк «Москворецкий» (Общая площадь ООПТ – 3440,5 Га, площадь заповедной зоны – 51,2 Га, доля – 1,5%);
Природно-исторический парк «Битцевский лес» (Общая площадь ООПТ – 2183,8 Га, площадь заповедной зоны – 139,1 Га, доля – 7%);
Природно-исторический парк «Измайлово» (Общая площадь ООПТ – 1607,5 Га, площадь заповедной зоны – 256,4 Га, доля – 15,9%);
Природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево» (Общая площадь ООПТ – 270,5 Га, площадь заповедной зоны – 20,7 Га, доля – 7,7%);
Природно-исторический парк «Тушинский» (Общая площадь ООПТ – 653,4 Га, площадь заповедной зоны – 71,8 Га, доля – 11%);
Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино» (Общая площадь ООПТ – 1049,3 Га, площадь заповедной зоны – 8,9 Га, доля – 0,9%);
Природно-исторический парк «Царицыно» (Общая площадь ООПТ – 1281,5 Га, площадь заповедной зоны – 6,5 Га, доля – 0,5%);
Ландшафтный заказник «Теплый Стан» (Общая площадь ООПТ – 328,7 Га, площадь заповедной зоны – 1,6 Га, доля – 0,5%);
Природный заказник «Воробьевы горы» (Общая площадь ООПТ – 137 Га, площадь заповедной зоны – 3,8 Га, доля – 3%);
Ландшафтный заказник «Долина реки Сходни в Куркино» (Общая площадь ООПТ – 247,1 Га, площадь заповедной зоны – 3,0 Га, доля – 1%);
Комплексный заказник «Зеленоградский» (Общая площадь ООПТ – 939,7 Га, площадь заповедной зоны – 13,7 Га, доля – 1,5%);
Фаунистический заказник «Долгие пруды» (Общая площадь ООПТ – 115,4 Га, площадь заповедной зоны – 12,6 Га, доля – 10,9%);
Природно-исторический парк «Сокольники» (Общая площадь ООПТ – 229,2 Га, площадь заповедной зоны – 12,1 Га, доля – 5,3%);
Природный заказник «Северный» (Общая площадь ООПТ – 93,6 Га, площадь заповедной зоны – 10,3 Га, доля – 11%).
Таким образом, «Заповедные участки» в среднем составляют всего 4,9% от общей площади ООПТ, на территории которых они существуют. Трудно не согласиться с теми, кто сохранение природы, особенно в этих зонах, которые ради этой задачи и создавались. Трудно также не согласиться с Мэром, который говорил о необходимости «сохранить ядро» ООПТ, ведь оно именно из этих зон и формируется. Странно лишь одно, что дополнительная защита этим зонам потребовалась из-за действий подрядчиков, которых нанимали те городские структуры, которые и должны были обеспечивать сохранность этих зон. Но, видимо, подрядчики оказались сильнее.
Основной пример – это выполнение работ по проекту «Приведение в нормативное состояние парковой и прилегающих территорий в районе Покровское-Стрешнево города Москвы». Про работы в общем и систематическое игнорирование требований постановлений Правительства Москвы много уже сказано, повторяться смысла не имеет, сосредоточимся на заповедных участках в этот раз.
В этом ООПТ два заповедных участка, ЗУ-1 и ЗУ-2, виды разрешенных и запрещенных видов деятельности описаны в постановлении 1695-ПП от 13.10.2020. В перечне разрешенных значится «проведение работ по экологической реставрации и экореабилитации природных экосистем», под видом чего, долгое время, преподносились любые проводимые работы, поскольку в постановлении нет расшифровки этих терминов. Про эти участки в постановлении всего 9 маленьких разделов, на две странички формата А4. В итоге, нет такого раздела, из которого хотя бы один пункт не был бы нарушен или на стадии проектирования, или на стадии реализации проекта. Заставь специально так сделать – еще не каждый справится, а тут – пожалуйста. Талант...
Вместе с тем, 10.03.2022 было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», положениями которого в значительной мере была ограничена контрольно-надзорная деятельность. Фактически, на этом был поставлен крест на административном делопроизводстве, что только усугубило проблемы, вызванные низким качеством производства работ.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования правового статуса действующего режима охраны тех зон, ради которых и создавались особо охраняемые природные территории в городе Москве. В завершении летнего перерыва в работе Думы, мы закончили фракционную работу над таким законопроектом и передали его на регистрацию. В обосновании вновь сводные данные и фракционные исследования, а суть законопроекта простая. Существующие запреты на изменение площади и целевого назначения заповедных участков и зон охраны историко-культурных объектов поднимаем с уровня постановлений на уровень закона, в границах заповедных участков запрещаем осуществление любой экономической деятельности, за исключением проведения учебно-познавательных экскурсий, также запрещаем осуществление любой хозяйственной деятельности, за исключением деятельности по содержанию и ремонту существующих экологических троп, осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, реализации мероприятий по восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия, а в целях организации постоянного контроля вводим пропускной режим для посещения заповедных участков. В тексте используются формулировки из Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», все они имеют дефиниции и разночтений не допускают. Механизм аналогичен государственным природным заповедникам. Ну и, конечно же, в случае принятия законопроекта, необходимо будет внести изменения в постановления об ООПТ, так как существующий в них широкий и неконкретно сформулированный набор разрешенных видов хозяйственной деятельности не будет соответствовать закону.