Найти тему
История и политика

Пауль Боймер и «потерянное поколение»


«…-война сделала нас никчемными людьми.
Он прав. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с боем. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну.»


Эрих Мария Ремарк

«На западном фронте без перемен»


Эрих Мария Ремарк заслуженно считается писателем, который произвел революцию в литературе о войне. Именно благодаря его произведениям война в литературе предстает такой, какая она есть в действительности. Для миллионов человек, прошедших через мясорубку Великой войны, роман «На западном фронте без перемен» оказался по истине особенным. Потому как эта книга консолидирует в себе все то, что накопилась в умах и сердцах людей, которые вернулись домой, которые уцелели, но война их никогда не оставит, и они никогда уже не уйдут из своих окопов.

Первая четверть XX столетия – время колоссального технологического прогресса и экономического развития. Время социальных перемен и политических усобиц.
В небо вздымают первые самолеты, по широким дорогам европейских столиц разъезжают автомобили, домашний уют создается электроэнергией, а новости распространяются по миру посредством радио.
Воздух буквально благоухает предчувствием того, что новый мир уже вот-вот на пороге. Горожане сидя в кофейнях, обсуждают политику, литературу и кинематограф. Тем не менее, все знают о том, что политическая обстановка в Европе очень напряженная, но вместе тем, ни у кого нет сомнений в том, что глобальной, настоящей войны просто не может быть. Действительно, кто в здравом уме решиться начать войну, когда у всех европейских стран на вооружении есть такое ужасающее оружие, как пулемет! И в самом деле, именно появление пулемета привело к тому, что та война, которую знали европейцы в XIX веке, не будет иметь ничего общего с той войной, которая будет происходить в будущем.
И вот вам лицо эпохи – два военных альянса, с огромными боеспособными армиями, в которые благодаря небывалому научному прогрессу, ежемесячно поступают все более новые и совершенные орудия массового убийства.
Проблема в том, что никто еще не осознает того, что это будет за война, как пользоваться всем тем, что у них в распоряжении и что вообще такое современная война.
Общество наивно надеется на мир, а политики выжидают повода, малейшей искры, которая разожжёт огонь первой, но не последней мировой войны.

«На западном фронте без перемен» - роман о поколении людей, которых погубила война.
Главный герой романа – Пауль Боймер, как и его друзья, пошел на войну прямо со школьной скамьи, добровольцем. Назвать это решение осознанным и объективно рациональным, конечно же, никак нельзя. Ключевую роль здесь играют наставления школьного учителя, имя которого можно считать нарицательным, - Канторека. Вообще, немецкая мужская школа в начале XX века – это суровое место, где мальчикам насаждается дисциплина и любовь к Отечеству, а власть и влияние классного наставника были неоспаримыми.

«На уроках гимнастики Канторек выступал перед нами с речами и в конце концов добился того, что наш класс, строем, под его командой, отправился в окружное военное управление, где мы записались добровольцами.
Помню, как сейчас, как он смотрел на нас, поблескивая стеклышками своих очков, и спрашивал задушевным голосом: — «Вы, конечно, тоже пойдете вместе со всеми, не так ли, друзья мои?»
У этих воспитателей всегда найдутся высокие чувства, — ведь они носят их наготове в своем жилетном кармане и выдают по мере надобности поурочно. Но тогда мы об этом еще не задумывались.»

Юность, романтические представления о войне, стремления к подвигам и свершениям, подкрепляемые государственной пропагандой – вот та движущая сила, которая неумолима бросала десятки миллионов молодых, совсем еще юных ребят в безжалостное жерло войны.

Попав на фронт, все иллюзии тотчас же улетучиваются. На место романтичных представлений о маневрах, наступлениях и наградах, приходит смерть, кровь, грязь, голод и бесконечное ощущение того, что все это – страшный сон, который вот-вот и пройдет, но горькая правда в том, что это не сон, и это никогда не пройдет.
Боймер и его товарищи, осознали, что помимо врагов по ту сторону фронта, им еще необходимо бороться с дизентерией, вшами, голодом, собственными унтер-офицерами, а главное, им необходимо перебороть самих себя и научиться жить там, где человеческая жизнь ничего не стоит.

Война меняет в человеке абсолютно все. Все, что было важно до войны, там, где мир, - здесь на фронте не имеет никакого значения. Твой дом, твои заботы и устремления, все это ничто. На войне имеет значение только то, что может сохранить тебе и твоим товарищам жизнь.

«От бараков к нам долетают звуки гармоники. Порой мы кладем карты и смотрим друг на друга. Тогда кто-нибудь говорит: «Эх, ребята…» или «а ведь еще немного и нам всем была бы крышка…» - и мы на минуту умолкаем. Мы отдаемся властному, загнанному внутрь чувству, каждый из нас ощущает его присутствие, слова тут не нужны. Как легко могло бы случиться, что сегодня нам уже не пришлось бы сидеть в этих кабинах, - ведь мы, черт побери, были на волосок от этого. И поэтому все вокруг воспринимается так остро и заново – алые маки и сытная еда, сигареты и летний ветерок».

Почему же все-таки книги Ремарка обрели такую любовь? На первый взгляд очевидно, что это благодаря подробным, лишенным пафоса, описаниям неприглядной фронтовой жизни. Такая оценка верна, но не до конца. Еще одна важнейшая вещь в романе – это диалоги и внутренние переживания участников той войны. Ремарк очень точно пытается донести до читателя, что по всему этому поводу думают сами непосредственные участники этой бойни. А главное, писатель надеется, что его тексты, помогут будущим поколениям избежать столь фатальных и кровавых ошибок.

И совершенно заслуженно, поколение молодых людей, прошедших через окопы Первой мировой войны, получило название «потерянного». Огромное количество солдат,- это были еще слишком молодые люди, которые должны были только начинать строить свою жизнь. Должны были учиться, получать профессию, познавать мир, любить и быть любимыми. Но в итоге, все, что они знают – это война. Все, что они умеют – это воевать. Миллионы мужчин, вернувшихся домой, оказались совершенно непригодными для мирной жизни.

«Я молод — мне двадцать лет, но всё, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении, покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы ещё более утончённо оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всём мире, это переживает всё наше поколение. Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и предстанем перед ними и потребуем отчёта? Чего им ждать от нас, если мы доживём до того дня, когда не будет войны? Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни.»

Является ли война преступлением перед человечностью, или же она является вполне естественным состоянием? Вряд ли, мы когда-нибудь сможем ответить на эти вопросы, но есть вещи, которые могут претендовать на истину. Война – это не парады, марши и героические подвиги. Война – это когда человек, не зная за что, убивает другого человека по приказу других людей. Война – это не страх собственной смерти, это беспомощность перед окружающей тебя смертью других людей. Если мы будем забывать, подменять ценности и каким-либо способом создавать вокруг войны романтичный ареол, мы заплатим за это слишком большую цену.