Найти в Дзене

Как маленький человек стал «олигархом» XIX века

Родился он в Бремене в семье лавочника. Звали нашего героя Людвиг Кноп. Приехал в Москву в восемнадцать лет, жил на Лубянке, работал помощником представителя манчестерской компании De Jersey & Co (1839 год). Сам представитель был грубым и глупым человеком, заставлял мужичков-покупателей подолгу ждать в приемной, посылая на переговоры с ними – Кнопа. «Мужичков» звали Хлудовы, Морозовы, Солдатенков и т. п. – выйдут в супербогачи не без помощи юного Людвига… Людвиг стал Львом Герасимовичем, начал бегло говорить по-русски и по-русски пить. Рассказывали, что хмельные компаньоны мазали «немчику» лицо горчицей. В процессе этих возлияний в погребке Бодега на Лубянской площади Лев Кноп не потерял ясность ума, стал закадычным другом Хлудовых, Морозовых… а потом попросту ушел от дурака-начальника, переманив с собой всю эту клиентуру. У молодого человека появился гениальный план! С 1840-х он вооружал русские прядильные фабрики – английскими паровыми машинами. С кредитами и капиталом было туго, одн

Родился он в Бремене в семье лавочника. Звали нашего героя Людвиг Кноп. Приехал в Москву в восемнадцать лет, жил на Лубянке, работал помощником представителя манчестерской компании De Jersey & Co (1839 год). Сам представитель был грубым и глупым человеком, заставлял мужичков-покупателей подолгу ждать в приемной, посылая на переговоры с ними – Кнопа. «Мужичков» звали Хлудовы, Морозовы, Солдатенков и т. п. – выйдут в супербогачи не без помощи юного Людвига…

Людвиг стал Львом Герасимовичем, начал бегло говорить по-русски и по-русски пить. Рассказывали, что хмельные компаньоны мазали «немчику» лицо горчицей. В процессе этих возлияний в погребке Бодега на Лубянской площади Лев Кноп не потерял ясность ума, стал закадычным другом Хлудовых, Морозовых… а потом попросту ушел от дурака-начальника, переманив с собой всю эту клиентуру.

Лубянская площадь на рисунке середины XIX века
Лубянская площадь на рисунке середины XIX века

У молодого человека появился гениальный план!

С 1840-х он вооружал русские прядильные фабрики – английскими паровыми машинами. С кредитами и капиталом было туго, однако Кноп брал с русских фабрикантов не деньгами, а паями, то есть становился совладельцем этих предприятий. Письменных сделок не оформляли – хватало одного рукопожатия. Первым модернизировал так фабрику Савва Васильевич Морозов, и отсюда выросли морозовские миллионы.

Фабрику можно было заказать «под ключ». Людвиг Кноп выписывал из Англии не только механизмы, но и монтажников, которые в течение нескольких лет отлаживали производство, обучали русских мастеров. Этих монтажников заманивали в русскую глубинку щедрым жалованьем, тонкими винами, крокетными полями.

Этот неоготический замок выстроит сын барона Кнопа в 1900-1901 годах (Колпачный переулок). Фотография автора
Этот неоготический замок выстроит сын барона Кнопа в 1900-1901 годах (Колпачный переулок). Фотография автора

Удивительно, как Кноп умел найти такой большой кредит (в Лондоне брали не паями, а фунтами) и убедил британцев продавать машины, создавая конкурентов своим же, английским прядильщикам.

Кончилось тем, что у нас родилась поговорка:

«что ни церковь, то поп, что ни фабрика, то Кноп».

А для себя предприниматель выстроил огромную Кренгольмскую мануфактуру. Кноп же смог стать монополистом по поставкам американского хлопка-сырца на русский рынок.

Людвиг Кноп, портрет 1877 года
Людвиг Кноп, портрет 1877 года

К концу столетия старенький Людвиг Кноп был совладельцем 187 (!) крупных предприятий, богатейшим жителем Москвы – как полагали, его состояние составило сто миллионов – и создателем русской текстильной промышленности. В награду за эту заслугу Александр II наградил его баронским титулом (1877 год).

Умер барон в 1894 году. У его сыновей было два роскошных особняка в Колпачном переулке, и их «империю» разрушила лишь Первая мировая война и революция.

Еще один особняк, принадлежал другому сыну Кнопа. Фотография автора
Еще один особняк, принадлежал другому сыну Кнопа. Фотография автора

Среди ныне живущих потомков нашего «индустриального барона» – председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!

#история #история россии #купцы #бизнес #19 век #история москвы #москва