Сижу один в бамбуковой глуши
И вторю свистом циневой струне.
В лесу густом не знает ни души,
Что посветить Луна придет ко мне.
Ван Вэй (701—761)
Гуандунский (Кантонский) флот среди четырех китайских флотов занимал почетное последнее место. Его задачей до определенного времени была борьба с пиратами и контрабандистами. Он состоял из небольших кораблей, в основном предназначенных для таможенной службы. С нее, собственно, и начинался местный флот. К середине 80-х годов лишь один корабль из 11 имел водоизмещение в 800 тонн, а остальные-до 170 тонн.
Ситуация изменилась в 1884 году, с назначением Чжан Чжиду́на (1837 — 1909) вице-королем региона Лянгуана (включающего Гуандун). Сановник был из группы реформаторов, пытавшихся модернизировать Цинский Китай в конце 19 века-Цзэн Гофаня, Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана.
Чжан Чжиду́н начал заниматься усилением флота, после уничтожения Фуцзяньского флота французами в 1884-1885 годах, оказавшегося крайним на южных рубежах Поднебесной.
На Кантонской верфи заложили в 1885 году четыре композитных прибрежных канонерки 300 тонного водоизмещения. А новый флагман флотилии был по заказу наместника заложен на верфи в Фучжоу 24 ноября 1885 года в присутствии начальника арсенала Пэй Иньсэня.
Крейсер спустили на воду 6 августа 1887 года и по желанию Чжан Чжидуна был назван «Гуанцзя» (Гуандунский №1). Наместник, кстати, ввел правило все корабли своего местного флота именовать с приставкой "Гуан-". Ходовые крейсер начал 14 января 1887 года, а вскоре был принят Гуандунским флотом. Постройка «Гуанцзя» обошлась в 220 000 серебряных лян, еще 121 040 лян составила стоимость вооружения.
Проект крейсера был разработан фуцзяньскими инженерами Вэй Ханем, Чжэн Цинляном и У Дэчжаном. Над выбором прототипа долго не размышляли, за основу взяли самый массовый тип кораблей Мавэйского арсенала, крейсера типа «Фу-По» серии «Вэйюань». Визуальное сходство также сохранилось-длинный корпус с заметной седловатостью, таранный форштевень, корма с высоким подзором, единственная дымовая труба и три мачты с парусным вооружением барка.
Отличия были в основном в начинке- крейсер получил более мощную силовую установку в 1600 л.с. (у «Вэйюаня» 750 л.с.). Сборкой и установкой механизмов и вооружения корабля руководили инженеры Чэнь Чжаоао, Ли Шоутянь и Ян Ляньчэн. Вооружение также было усилено- как на новых мавэйских крейсерах.
Первым командиром крейсера стал У Юнтай, старшим офицером выпускник Мавэйской военно-морской школы Чэн Бигуан (тоже уроженц Гуандуна).
14 января 1888 года Чжан Чжидун лично встретил свой флагман, первый крупный корабль Гуандунского флота. Появление на юге Поднебесной нового и сильного корабля стало определенным сигналом европейским державам. Чжан Чжидун на борту крейсера лично показал цинский флаг в ближайших провинциях Гуандуна и на о. Хайнань. «Гуанцзя» регулярно появлялся в Гонконге. Кроме того крейсер в каждый поход брал курсантов школы Хуанпу.
Русский посол в Пекине А.М. Кумани в октябре 1887 года отметил в своем донесении и солидное вооружение «Гуанцзя» и рвение вице-короля Лянгуана в усилении флота.
«Гуанцзя» 廣甲. Заводской №28. Мавэйский арсенал, Фучжоу. Заложен 24 ноября 1885 г, спущен на воду 6 августа 1887 г., закончен постройкой в декабре 1887 г.
Водоизмещение 1296-1300 тонн. Длина 67,36-67,6 м., ширина 10,06-10,27м. осадка 3,77/4,67 м
Двигатель- одна горизонтальная паровая машина «компаунд», 2 цилиндрических котла; 1600 и.л.с. Скорость на испытаниях 14,2 узлов. Экипаж 145 человек
Вооружение(на 1888)- 3- 150 мм/35 Круппа, 4 - 120 мм/40 Круппа, 5 (или 3) пятиствольных 37-мм Гочкиса (после перевооружения 1894 г. 3 - 150 мм/35 Круппа, 4 - 105 мм/40 Круппа, 4 (или 3)- 57 мм/43 Норденфельда)
Крейсер имел удлиненный композитный корпус с выраженной седловатостью, таранным форштевень, корму с высоким подзором, одну дымовую трубу и три мачты, с парусным вооружением барка. Одна мачта стальная (впервые на Мавэйской верфи), две из дерева. Глубина трюма 5,43 метра.
Силовая установка-горизонтальная трехцилиндровая паровая машина «компаунд» британского производства мощностью 1600 и.л.с. и два цилиндрических паровых котла. На испытаниях 4 декабря 1887 года крейсер показал 14,2 узла.
Первоначальное вооружение- крупповские стальные пушки, две 150 мм С/80 в бортовых спонсонах напротив носового мостика (угол обстрела 120 °) и одна на корме (угол обстрела 210 °). Каждый ствол весил 4 770 кг, плюс станок 5160 кг. В боекомплект входили фугасные и бронебойные снаряды весом 51 кг, вес порохового полузаряда 17 кг. При начальной скорости снаряда 580 м/с эффективная дальность стрельбы достигала 11 000 м.
Еще четыре крупповских пушки С/87 стояли побортно. Вес каждой составлял 2728 кг. Орудия стреляли снарядами весом 40 кг с начальной скоростью 634 м/с, пороховой полузаряд весил 4,5. Угол обстрела каждого составлял 90°. Вся артиллерия нескорострельная.
Противоминная артиллерия состояла из четырех 37-мм револьверных пушек Гочкиса, две на крыльях мостика, еще две - на боевом марсе фок-мачты(которая стальная).
После перевода крейсера в состав Бэйянского флота по завершении маневров и смотра в мае 1894 года перевооружен на скорострельную артиллерию, 120-мм пушки заменены на четыре 105 мм/40 скорострельных орудия Круппа, 37 мм револьверные пушки на 57 мм/43 скорострелки Норденфельда.
Служба крейсера тихо и мирно шла в Гуандунском флоте. В 1890 году он первый раз посетил Вэйхайвэй, сопровождая возвращавшиеся из заграничного похода корабли Бэйянского флота. В 1891 году он участвовал в первых больших маневрах цинских ВМС в водах Северного Китая, при этом на борту «Гуанцзя» держал свой флаг командующий Гуандунским флотом Юй Сюнфэй. В апреле 1892 года старшим офицером, а в декабре командиром «Гуанцзя» стал протеже и земляк Ли Хунчжана У Цзинжун.
В 1894 году Ли Хунчжан затребовал наиболее современные корабли южных флотов на общие морские маневры на базе Бэйянского флота. У Цзинжун привел в Вэйхайвэй лучшие корабли Гуандунского флота - крейсера «Гуанцзя», «Гуанъи» и «Гуанбин». После маневров и смотра в Вэйхайвее в связи с угрозой войны с Японией, прикомандированные корабли были оставлены на севере. Здесь, в июне 1894 года, «Гуанцзя» оперативно перевооружили на скорострельную артиллерию (то, что не получилось у Российского Императорского флота).
Крейсер принял участие в битве при Ялу. Но ему не повезло. Он был прикреплен ведомым к бронепалубному крейсеру «Цзиюань», который после пары часов боя, покинул место сражения и ушел в Люйшунькоу (Порт-Артур).
«Гуанцзя» последовал за ним, но в темноте наскочил на мель у острова Саньшаньдао (в районе порта Далянь). «Цзиюань» успешно пришел в Люйшунькоу в 5 часов утра 18 сентября.
К 9-00 18 сентября остатки китайского флота собрались в Люйшунькоу. Но так как «Гуанцзя» не было, на его поиски отправили «Цзиюань» и таможенный крейсер «Цзиньлун»(«Золотой дракон»). Крейсер нашли, но его команду уже сняли местные рыбаки. Спасатели сняли часть орудий и попытались подорвать.
Так Фан Боцянь погубил второй гуандунский крейсер, приданный ему на усиление.
Через несколько дней крейсер был обнаружен японским крейсером «Нанива» без визуальных повреждений и обстрелян. Приближающийся шторм помешал японцам завершить уничтожение корпуса. После шторма «Гуанцзя» обследовал миноносец «Котака». Он обнаружил, что корабль сильно поврежден волнами, а из вооружения осталось только кормовое 150-мм орудие.
Когда команда «Гуанцзя» добралась до Порт-Артура, моряков распределили по кораблям. Командира крейсера У Цзинжуна за потерю корабля не наказывали, его назначили начальником северного участка обороны материковой части крепости Вейхайвэй. После занятия японцами фортов южного сектора, У Цзинжун самовольно покинул позиции и 1 февраля 1895 года вместе со своими солдатами бежал в Чифу (Яньтай). За это его с позором уволили со службы, но через несколько лет он вновь появился в Гуандунском флоте и командовал несколькими судами.
Когда Ляодунский полуостров перешел под контроль России и был обследован, следов крейсера уже не было.
Останки корабля по сей день покоятся на дне Желтого моря в точке с координатами 12°59’ восточной долготы и 38°58’ северной широты. В июне 2009 г. на форуме сайта «Общество изучения истории китайского военно-морского флота» (КНР) обсуждался вопрос любительских погружений к обломкам крейсера.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам