Только вчера завершилась юбилейная 35 Московская Международная книжная ярмарка (ММКЯ-2022), прошедшая в этот раз совсем рядом с Красной площадью – в старинном Гостином дворе. Более 300 участников из различных регионов России привезли на ярмарку свои книги, анонсировали новые издательские проекты, пригласили авторов и подготовили различные мероприятия для профессионалов и книголюбов. Среди гостей ММКЯ в этом году — Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Китай, Германия и Иран.
Уже традиционно на осенней ярмарке подводятся итоги конкурса «Книги года 2022». Гран-при конкурса получил иллюстрированный альбом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени. А.С. Пушкина», изданный к 110-летию музея.
В номинации «Проза года» победителем стал роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», в номинации «Поэзия года» – сборник стихотворений Владимира Кострова «Открытое окно». В номинации «ART-книга» лучшим признан альбом Алёны Дергилёвой и Николая Бесчастнова «Нарисованный Зарайск». В номинации «Поколение Некст» назвали роман Евгения Рудашевского «Истукан».
А участники книжной отрасли в очередной раз обсудили состояние и перспективы развития российского книжного дела на конференции «Книжный рынок – 2022». Докладчики рассказали об актуальных антикризисных мерах в современных экономических условиях и ответили на вопросы слушателей.
Несмотря на то, что проход на ярмарку тоже традиционно платный, читателей было много! Причем, возрастные категории понемногу смещаются в более «молодой» сегмент, что тоже не может не радовать: сегодня встретить в метро девушку с томиком Бегбедера или подростка с «Властелином колец» далеко не редкость.
Для читателей авторские встречи, ток-шоу и лекции велись в режиме нон-стоп, но нас заинтересовала дискуссия на весьма животрепещущую тему «Будущее печатной книги» с участием ведущих игроков книжного рынка. Конечно же, эти самые известные «игроки» повсеместно убеждают поклонников бумажной книги, что любимица миллионов читателей в коленкоровом или ледериновом переплете останется с нами навсегда, объемы ее производства не сократятся, а цены… ну, что же цены – они растут, и ведь не только на книги. Но без необходимого духовного хлеба насущного оставлять нас никто не собирается, беспокоиться не стоит. Книжный критик Константин Мильчин заметил, что если в СМИ электронные версии «съели почти всю бумагу, то в книгах она не просто сопротивляется, но и переходит в контрнаступление».
Литературный обозреватель Наталья Кочеткова убедительно доказала, что сегодня книга конкурирует не с другой книгой, а ведется настоящая борьба за время как важнейший ресурс сегодняшней действительности. У современного человека это ресурс ограничен, и потребитель всегда стоит перед выбором: что ему более важно - прочесть книгу, посмотреть сериал или новостную подборку, прослушать интересное интервью. И это только для проведения досуга, но ведь существует и необходимость в профессиональном развитии, здесь выбор становится гораздо более жестким. Участники дискуссии обсудили распространение лонгридов (лонгрид (long read, дословно – «долгое чтение, структурированный контент, интересно и полно раскрывающий определенную тему), которые, по сути, являются основным конкурентом полноформатной книги в интернете. Константин Мильчин припомнил, как еще 15 лет назад, когда появились первые планшеты и ридеры, читающая общественность пророчила появление этого нового формата, некой документальной повести – гибрида большой статьи и небольшой книги.
Главное преимущество лонгрида – мультимедийность контента, применение инфографики, фотографий, видео и интерактивных элементов. Чем не хорошая книга с иллюстрациями? Тем более, что эта «документальная проза» часто предлагает читателю исключительно основные мысли из больших монографических исследований, экономя время на изучение большого объема информации.
Главный редактор издательства Рамиль Фасхутдинов обозначил основных противников на поле боя: лонгрид – конкурент научно-популярной литературе, YouTube – сражается за время читателей книг прикладной тематики (садоводство, кулинария, рукоделие и пр.). Если еще десятилетие назад книги по садоводству «в сезон продавались тоннами – известные всем труды Дэвида Хессайона, Октябрины Ганичкиной», то сегодня есть прекрасные сайты с рецептами, есть замечательные видеокурсы с мастер-классами, и все это – настоящие заменители книг. Но Рамиль увидел в этой грандиозной туче, накрывшей книжный рынок, светлое пятно: электронные ресурсы забрали свою существенную долю, и она больше не растет.
Дно достигнуто, наметился определенный «водораздел»: те, кому нравится потреблять информацию в электронном виде, уже определились с выбором. Но, вот чего у книги не отнять, уверен издатель, так это то, что основная масса людей гораздо больше доверяет печатному тексту, чем материалам с сайта, соцсети или любого другого канала. Практический человек экономит время, находя нужное в книге, а не просматривая целиком тематический ролик, из которого эму нужен лишь эпизод. Например, кулинарные книги Гарри Поттера до сих пор расходится «на ура», это подтверждают и рейтинги продаж «Библио-Глобуса». Короче говоря, «бумажное преимущество» имеют те книги, которые не приживаются в электронных форматах, и главное для издателей – правильно определить эти ниши. Такой вердикт вынесли участники дискуссии. Есть над чем поспорить? Конечно!
А ваш главный книжный Торговый Дом «Библио-Глобус», отмечающий в эти дни свое 65-летие, занимался на ярмарке самым важным делом – предлагал читателям книги. И не только на своем стенде, эту почетную миссию доверили сотрудникам старейшего книжного магазина России многие издательства. Уж они-то знают, что «Библио-Глобус» никогда не подведет!
На ММКЯ по итогам конкурса профессионального мастерства «Ревизор» эксперты вручили Торговому Дому Юбилейный диплом за вклад в развитие российской книжной торговли.
Спасибо, что дочитали до конца! 😘Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!