Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Мир из окана кабинета доктора Калигари

Оглавление

В последних статьях я немного уклонился от темы старого черно-белого синематографа и вот снова возвращаюсь к немецкому кино 20-х. На очереди экспрессионистский шедевр "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине (Веймарская республика, 1920 г.)

Вот такие интересные в фильме титры
Вот такие интересные в фильме титры

Самый нелюбимый фильм Эйзенштейна

Великий советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн назвал "Кабинет доктора Калигари" не иначе, как "варварским праздником самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве и братской могилой здоровых кинематографических начал". Что ж, как известно, черный пиар - самый эффективный. Этот фильм необычен не только тем, что с него началась школа немецкого киноэкспрессионизма как такового, но ещё и тем, что в нем теснее, чем где бы то ни было соприкасаются экспрессионизм в кино и живописи. Большинство кадров "Кабинета доктора Калигари" как будто сошли с полотен Эдварда Мунка и Эгона Шиле и это действительно впечатляет.

Искаженная реальность

В кино аналогов "Кабинета" я, кажется, не видел - только в некоторых мультфильмах. Роберту Вине и художникам ленты удалось создать на экране пронзительный до мурашек мир искажённой реальности - мир горячечного бреда с нарисованными тенями, искажённой перспективой, стенами, встающими под любым, самым неожиданным углом, с кривыми окнами и уличными фонарями. Мир, грубо намалеванный и, в то же время изысканный. Удивительно, но на фоне этих шизофренических декораций, экспрессивная игра актёров, типичная для немого кино 20-х, с заламыванием рук и пр. не выглядит неестественной, как в фильмах современников Вине Фрица Ланга и Вильгельма Мурнау. В показанном Вине мире попросту и не может быть не гипертрофированных чувств. Они выглядели бы в нем неубедительно. Вдобавок ко всему, фильм не скучный и довольно-таки остросюжетный: даже сейчас, он смотрится на одном дыхании.

Искаженная реальность
Искаженная реальность

И еще

Подобно многим фильмам 10-20 годов "Кабинет доктора Калигари" тонированный. Причем, в некоторых сценах там использован даже эффект дуплекса: желтый и фиолетовый цвета.
После просмотра "Калигари" становится понятно, что именно вдохновило создателей "Острова проклятых" с Ди Каприо и некоторых других известных лент.

#лучшее_немое_кино #немецкий_экспрессионизм #немецкий_экспрессионизм_в_кино #немецкий_экспрессионизм_20_х_годов #немецкий_экспрессионизм_лучшие_фильмы #немецкий_экспрессионизм_фильмы #немое_кино #российское_немое_кино #черно_белое_немое_кино