В последних статьях я немного уклонился от темы старого черно-белого синематографа и вот снова возвращаюсь к немецкому кино 20-х. На очереди экспрессионистский шедевр "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине (Веймарская республика, 1920 г.)
Самый нелюбимый фильм Эйзенштейна
Великий советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн назвал "Кабинет доктора Калигари" не иначе, как "варварским праздником самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве и братской могилой здоровых кинематографических начал". Что ж, как известно, черный пиар - самый эффективный. Этот фильм необычен не только тем, что с него началась школа немецкого киноэкспрессионизма как такового, но ещё и тем, что в нем теснее, чем где бы то ни было соприкасаются экспрессионизм в кино и живописи. Большинство кадров "Кабинета доктора Калигари" как будто сошли с полотен Эдварда Мунка и Эгона Шиле и это действительно впечатляет.
Искаженная реальность
В кино аналогов "Кабинета" я, кажется, не видел - только в некоторых мультфильмах. Роберту Вине и художникам ленты удалось создать на экране пронзительный до мурашек мир искажённой реальности - мир горячечного бреда с нарисованными тенями, искажённой перспективой, стенами, встающими под любым, самым неожиданным углом, с кривыми окнами и уличными фонарями. Мир, грубо намалеванный и, в то же время изысканный. Удивительно, но на фоне этих шизофренических декораций, экспрессивная игра актёров, типичная для немого кино 20-х, с заламыванием рук и пр. не выглядит неестественной, как в фильмах современников Вине Фрица Ланга и Вильгельма Мурнау. В показанном Вине мире попросту и не может быть не гипертрофированных чувств. Они выглядели бы в нем неубедительно. Вдобавок ко всему, фильм не скучный и довольно-таки остросюжетный: даже сейчас, он смотрится на одном дыхании.
И еще
Подобно многим фильмам 10-20 годов "Кабинет доктора Калигари" тонированный. Причем, в некоторых сценах там использован даже эффект дуплекса: желтый и фиолетовый цвета.
После просмотра "Калигари" становится понятно, что именно вдохновило создателей "Острова проклятых" с Ди Каприо и некоторых других известных лент.
#лучшее_немое_кино #немецкий_экспрессионизм #немецкий_экспрессионизм_в_кино #немецкий_экспрессионизм_20_х_годов #немецкий_экспрессионизм_лучшие_фильмы #немецкий_экспрессионизм_фильмы #немое_кино #российское_немое_кино #черно_белое_немое_кино