Весной у нас было время затишья, так как основная часть call-центров была расположена на территории Украины. Но мошенники быстро перебазировались и вернулись к своим «клиентам» с новыми фишками.
Итак, 4 новые уловки телефонных мошенников.
1. 📞 Звонок с предложением обменять бонусы СПАСИБО на рубли. Сценарий очень простой. Клиенту звонят якобы из Сбера и предлагают все бонусы Спасибо перевести на карту в виде рублей. Для этого клиенту нужно продиктовать реквизиты карты, с которой он хочет обменять бонусы. А затем нужно назвать код из сообщения для зачисления уже рублей на карту. Естественно, после того как вы говорите код, все деньги списываются с карты на счёт мошенникам.
На самом деле, у Сбера можно обменять бонусы на рубли, но сделать это можете только вы сами через своё приложение Сбера. Набираете в приложении "конвертировать бонусы в рубли" и видите список платежей, которые можно компенсировать. Это будут платежи за коммунальные услуги, платёж по ипотеке, платежи за страховые продукты. Но там будет установлен определённый курс, 1:1 обменять не получится.
2. 📞 Звонок с предложением помочь в оформлении банковской карты за рубежом. В связи с тем, что сейчас при поездке за границу россияне испытывают трудности с расчётами в магазинах при поездках за границу, эта тема актуальна как никогда. Сценарии разные, например, продиктуйте данные своей карты, чтобы мы могли привязать к ней карту зарубежного банка. Затем, скажите код из смс для подтверждения привязки новой карты.
На самом деле, чтобы открыть карту зарубежного банка любой страны необходимо в эту страну приехать! Других вариантов нет! Даже если вы придёте на территории России в банк, который считается зарубежным, например, Росбанк. Потому что юридически - это российский банк. По-другому быть не может, это закон РФ "О банках и банковской деятельности". Согласно этому закону все зарубежные банки открывают на территории нашей страны дочернюю организацию с участием своего капитала, напрямую филиал они открыть не могут.
Для поездок за границу в ряде стран можно пользоваться картами платёжной системы МИР.
3. 📞 Звонок с предложением работы, которая заключается в поднятии рейтинга на маркетплейсе. Вам звонят (или присылают сообщение) и предлагают удаленно работать со своего смартфона. Ваша задача - поднять в рейтинге маркетплейса какой-либо товар. Вы должны купить определенный товар в интернет-магазине по своей карте. А деньги вам возвращают обратно, так как покупка фиктивная, товар же вам не нужен. За эти манипуляции вам готовы платить чуть ли не 5000р. в день. Вы получаете ссылку на товар, оплачиваете его со своей карты, затем вам реально возвращают деньги переводом от какого-то физического лица. Вы успокаиваетесь, что всё реально работает. Дальше вам снова присылают ссылку, на покупку по-дороже, вы оплачиваете, но деньги вам уже никто не возвращает.
На самом деле и первый, и второй товар вы оплачивали не на реальном маркетплейсе, а его подделке, которую не отличишь на первый взгляд. И оплата - это перевод денег мошенникам, а не покупка товара. Менеджер, который нанял вас на работу больше не отвечает на сообщения. Ни один маркетплейс не занимается накручиванием рейтингов, все вакансии у них размещены на официальном сайте, звонков и рассылок для поиска работников они не делают.
4. 📞 Звонок «от сотового оператора».
Сценарий поинтереснее, чем остальные. «Представитель» сотового оператора убедительно просит изменить настройки телефона якобы с целью обезопасить клиента от мошенников. На самом деле эти настройки - установка переадресации sms сообщений на телефон мошенников. И сообщение с номера 900 с код-паролем для подтверждения финансовой операции приходит мошенникам. В этом случае они уже знают данные вашей карты и всё что им нужно, это код из sms для списания денег. Данные карты вы ранее где-то засветили.
Отдельно стоит сказать про то, что летом появились сотни тысяч поддельных сайтов. Люди оплачивали билеты, проживание в гостиницах на фишиновых страницах, переводя деньги мошенникам. Одним из самых известных стал поддельный сайт отеля "Жемчужина", который поисковик выдавал при запросе отелей в Сочи.
Что делать, чтобы не перевести деньги мошенникам?
- Интернет-покупки безопаснее всего совершать через официальные приложения, которые нужно установить через магазин вашего телефона (Google Pay, Apple Store). Если речь идёт об оплате за проживание в отеле, это можно сделать через приложение какого-либо агрегатора типа Ostrovok. Все авиакомпании имеют собственные приложения.
- Кто бы вам не звонил, хоть сам Греф, никогда не называйте данные вашей карты и коды подтверждения из смс.
- Не переходите по ссылкам из рассылки от неизвестных вам абонентов.
Подробнее о мошенничествах с банковскими картам можно почитать здесь и здесь.
Пишите в комментариях, попадались ли вы на их уловки.