Сложно приходилось детям в начале прошлого столетия, труд не распределялся на детский и взрослый, был один тяжёлый трудовой день. Детям приходилось работать, иногда чтобы выжить, иногда, чтобы поправить достаток в семье.
Александр Серафимович в рассказе "Маленький шахтёр" описал одну смену двенадцатилетнего мальчика, который впервые спустился в шахту, чтобы помочь выправить материальное положение семьи.
В зимний морозный день, гнал отец сына босиком по снегу, устраиваться на работу в шахту. Мальчик упирался, но слабо. Приходилось рождественские праздники провести в шахте.
Рабочие в конторе были разные грязные, рваные, после похмелья. Эти люди становятся рабочей семьёй для мальчика. Мальчика определили на водокачку и дав полупьяного наставника опустили в шахту.
Наставник был одним из тех, кто прогуливал в кабаках все деньги за пару недель, занимал кучу долгов и заложил все вещи. В шахте, по дороге к рабочему месту, срывал всю злость на мальчике, за свою неудавшуюся жизнь.
Мальчику в шахте было сложно дышать, он устал долго идти, несколько раз он больно ударялся головой о камни и спотыкался в колее с водой.
На рабочем месте наставник расставил всё по своим местам сразу, мальчик будет работать первым, а он потом, когда проснётся. Работали в темноте, берегли лампу.
Мальчик качал помпу до изнеможения, пока руки и ноги не стали деревянными. Наставник продолжал спать. Мальчик покричал наставника и не услышав ответа, сел в воду от бессилия и тихо заплакал.
Вода в шахте прибывала. Появился наставник, дал мальчику затрещину и отправил спать. На ощупь он отправился к сухой куче угля. Сделав углубление в угле, мальчик устроился спать.
Перед сном он поел мокрого хлеба с угольной крошкой, который захватил с собой из дома. Не успел и заснуть, как его начал будить наставник. У мальчика судорогой свело мокрые ноги, он не мог идти, тогда наставник начал бить его углём.
Превознемогая все тяжести мальчик отправился к помпе. Дальше было всё в тумане, он себя не помнил.
Благо в наше время разрешился вопрос с детской работой и взрослой. Этот ужасный опыт нашей истории выветривается из голов и многим кажется не зазорно ради своих целей использовать любой труд по максимуму, останавливая культурное развитие нашего общества.