Редко какой фильм может сравниться с книгой.
Для того, чтобы снять хороший фильм, требуется огромный бюджет, талантливая команда.
Для того, чтобы нарисовать фильм в воображении, понадобится талантливый писатель и его книга.
К чему это я?
К тому, что часто для меня лучший фильм - это книга. Но бывает, что именно экранизация даёт толчок искать первоисточник, то есть книгу, по которой написан сценарий.
Первой такой кинокартиной отечественного производства у меня стали "Кортик", "Бронзовая птица", "Последнее лето детства". Каждое лето я смотрела и пересматривала эти фильмы, а в остальное время несколько раз перечитывала книги Анатолия Рыбакова, по которым сняты фильмы.
Сейчас эти произведения есть в домашней библиотеке, чему очень рада. Потому что несмотря на идеологию, которая скользит между строк, а порой и открыто выпячивается, я её не видела, когда читала о приключениях троих друзей. До сих пор будоражит воображение и тайна линкора "Императрица Мария".
И еще Полевой рассказывал о линкоре «Императрица Мария», на котором он плавал во время мировой войны.
Это был огромный корабль, самый мощный броненосец Черноморского флота. Спущенный на воду в июне пятнадцатого года, он в октябре шестнадцатого взорвался на севастопольском рейде, в полумиле от берега.
– Темная история, – говорил Полевой. – Не на мине взорвался и не от торпеды, а сам по себе. Первым грохнул пороховой погреб первой башни, а там тысячи три пудов пороха было. Ну, и пошло… Через час корабль уже был под водой. Из всей команды меньше половины спаслось, да и те погоревшие и искалеченные.
– Кто же его взорвал? – спрашивал Миша.
Полевой говорил, пожимая широкими плечами:
– Разбирались в этом деле много, да все без толку, а тут революция… С царских адмиралов спросить нужно.
Ещё одним любимым фильмом, который подвиг искать книгу, стал "Гардемарины, вперёд!". Я обожала эту киноленту в детстве, люблю её и по сей день. Большей частью серии до появления Мамаева и Орбакайте.
Книги Нины Соротокиной "Гардемарины" приобрела на одну из первых зарплат начала трудовой деятельности и полностью самостоятельной жизни. Было мне тогда лет 20, возможно 21, уже точно не помню. Зато в памяти отложилось, как мы с подругой читали каждая свою книгу, хихикали над смешными моментами сюжета и зачитывали друг другу отрывки.
Да, книга отличается от фильма, но не кардинально. Просто в сюжет киноленты не вошло несколько интересных эпизодов, а некоторые были переделаны для зрелищности. Например то, как Алексей попал в карету к Анастасии, когда та ехала за благословением в монастырь. Встреча была не на постоялом дворе, а в лесу. Или когда Софья дралась с Лёшкой, переодетым в камеристку, и укусила его за руку:) Такого в экранизации не было.
Софья вскочила и бросилась на Алексея. Он сидел на корточках и от внезапного удара упал навзничь, ударившись головой об острый пенек. Котелок перевернулся, каша вылилась на горячие угли.
- У-у, блаженная! - взвыл Алеша от боли. - Кашу загубила!
В грудь его, как в барабан, стучали Софьины кулаки. Правый кулак он схватил быстро, а левый не давался, увертывался, коса била по лицу, как плетка. Наконец он поймал и левый кулак, повалил девушку на землю и придавил своим телом. Она попыталась ужом вылезти из-под Алексея, но тот держал ее крепко. Потеряв надежду освободиться, она напряглась из последних сил и укусила Алешу за руку. Зубы только царапнули запястье, а вся сила челюстей досталась рукаву.
- Ты еще кусаться! - Алексей тряхнул ее со злостью. Хорошо хоть руку не прокусила. Врезать бы ей по уху. Маленькая ведьма!
Ещё один фильм, а точнее сериал "Приключения Макара Илюшина и Сергея Бабкина", которые обнаружила относительно недавно, также познакомили меня с прекрасной писательницей Еленой Михалковой.
Сюжеты экранизации привлекли мистическим подтекстом и совершенно реалистичной развязкой. Но стоило прочесть пару книг, как я поняла, что сценарии фильмов сильно перекроены. Часть книжных героев совсем исключена, хотя сюжетная линия и сохраняется, но в облегчённом варианте.
Когда буду писать рецензии на книги Елены, обязательно упомяну несколько моментов, которые не вошли в фильмы или как/кем/чем их заменили. Читать буду в электронном виде, хотя одна бумажная книга этой писательницы у меня уже есть. Но я не уверена, что найду место для почти тридцати томов об Илюшине и Бабкине на своих книжных полках:)
Можно вспомнить экранизации советских лет, такие как "Гостья из будущего", "Приключения электроника", "Вам и не снилось" и многие другие. Но о существовании книг узнала уже во взрослом возрасте и ещё не читала.
При этом про книги об Алисе Селезнёвой знала с детства, но их никогда не было в библиотеке в наличии. Их всегда кто-то читал. Так что и до них я не добралась. Однако нам их подарила соседка несколько лет назад и при случае обязательно познакомлюсь с девочкой из будущего:)
Благо дарю за внимание:) И очень интересно - бывало ли, что именно из-за фильма вы хотели прочесть книгу? И если да - что это были за фильмы/книги, и что вам понравилось больше - экранизация или текст?
#уголок книголюба #книги #чтение #литература #экранизации #что почитать #книжный блог
Статья об экранизациях, пробудивших интерес к книгам:
Рецензия на упомянутые книги Анатолия Рыбакова:
Другие статьи на околокнижные темы:
Другие статьи на околокнижные размышления можно прочесть в подборке ниже: