Кинофестивали не раз покорялись картинам «Базелевса», снятым режиссёрами-дебютантами. На них можно быстро познакомиться с игроками индустрии: чем больше фестивалей посетите, тем больше нужных людей узнают о вашем фильме, а сейлс и актёрские агенты — о новых талантах.
Но можно ли российским картинам попасть на международные кинофестивали в нынешних реалиях? Как дебютанту участвовать в конкурсе фестиваля без авторитетного продюсера? И какой фестиваль чаще всего награждает российские картины?
На эти и другие вопросы ответила генеральный продюсер «Базелевса» Лала Рустамова — читайте далее.
Все, кто хочет создавать авторское фестивальное кино, целятся на с международные фестивали
Есть 15 фестивалей класса А, аккредитованные Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Знакомые всем Канны, Венеция, Берлин, экзотичные Шанхай, Каир и Токио. Не обязательно целиться в основной конкурс: есть много программ, в том числе дебютных и внеконкурсных.
Из всех фестивалей класса А традиционно удачными для российских фильмов были восточноевропейские
Например, в Карловых Варах — Karlovy Vary IFF. Победителями программы East of the West в разные годы становились российские фильмы «Нуучча», «Бык», моя работа в качестве продюсера «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и режиссёрский дебют Тимура Бекмамбетова «Пешаварский вальс». В этом году на фестивале представили российский фильм «Капитан Волконогов бежал».
Кроме фестивалей класса А есть заметные американские смотры вроде Sundance и SXSW
Сейчас российским дебютантам сложнее попасть на фестивали: возникают ограничения, связанные с источником финансирования. Однако фильмы российских кинематографистов всё ещё берут в программы, например, «Ника» выпускницы «Базелевса» Василисы Кузьминой. Картина взяла награду на SXSW в 2022 году. Поэтому перед подачей заявки советуем внимательно изучить требования фестивалей и ограничения киносмотра.
Континентальные и региональные фестивали класса В лучше выбирать в соответствии с тем, какие кинорынки там проходят. Почему? Когда международная премьера вашего фильма состоится, его нужно продавать.
Есть фестивали, которые не имеют ценности для призов, но подходят для копродукционных сделок
Например, Les Arcs Film Festival во Франции, известный своей The Coproduction Village. Это трёхдневное бизнес-мероприятие, на которое приглашают продюсеров 20 отобранных перспективных европейских проектов на стадии девелопмента. На нём участники могут найти зарубежного продюсера, который профинансирует проект. Правда, нужно делиться доходами от реализации.
Иногда вместо международной премьеры лучше стартовать с внутренних российских кинофестивалей
Раньше это был «Кинотавр», сейчас — «Окно в Европу», «Короче» и «Зеркало». На них выгодно идти перед федеральной премьерой и использовать в качестве пиар-инструментов: появление фильма в программе становится инфоповодом для публикаций в федеральных СМИ, а рецензии критиков и призы привлекут дополнительное внимание аудитории, продюсеров и платформ.
Такие фестивали — хороший способ в продвижении личного бренда и поиска новых проектов. На них продюсеры смотрят фильмы, а после назначают встречи понравившимся авторам. Актёрам и режиссёрам нужно стараться чаще посещать показы, общаться как можно с бóльшим количеством людей, активно давать интервью.
Познакомьтесь с материалами РОСКИНО
Они создают обучающие лекции, дают ценные знания на тему копродукции, являются партнёрами разных фестивалей, организаторами публичных дискуссий, собирают программу от России, чтобы показывать её на фестивалях.
Также, у РОСКИНО есть программа FOCUS ON FESTIVALS, которая направлена на продвижение авторских художественных полнометражных проектов российского производства на международных фестивалях.
Тем, кто впервые подаёт заявку на участие, лучше обратиться к фестивальным агентам
Например, Festagent или CinePromo. Они помогут с выбором фестивалей, которые подходят по жанру и тематике вашему фильму, дадут консультацию или займутся продвижением на кинофестивали.