Не все знают, но на протяжении долгого времени Сретенка считалась главной улицей Москвы, пока в восемнадцатом веке ей на смену не пришла Тверская.
Хотя сами эти места известны еще с двенадцатого века! Тогда здесь проходила дорога на Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А в века шестнадцатого нынешняя Сретенка превратилась в дорогу к Троице-Сергиевой лавре.
Кстати, почему Сретенка? Предания рассказывают, что было это в те стародавние времена, когда на Русь нападали полчища татаро-монгол. В 1395 году к Москве подступало войско Тамерлана, и великий князь Василий Первый распорядился доставить в столицу из Владимира-на-Клязьме чудотворную икону Божьей Матери. Что и было исполнено, и 8 сентября 1395 года весь город вышел навстречу процессии, или, как говорили тогда, вышел на «сретенье».
Через день после этого тамерлановы войска повернули назад. И на том самом месте, где москвичи «сретали», встречали икону, были возведены Сретенский монастырь и Сретенские ворота.
…Вдоль и поперек Сретенки
Сретенка почти всегда была улицей ремесленников и торговцев. В Сретенской слободе селились плотники, ветошники, кафтанники, сусальники и дегтярники. В восемнадцатом веке здесь начали появляться купеческие усадьбы. Вполне вероятно, что знаменитый Сухаревский рынок или попросту Сухаревка, место торговли и криминала – наследие как раз той эпохи.
Но мы живем в двадцать первом веке, хотим ли мы того или не хотим. И если побродить по нынешним переулкам и попетлять по улочкам, можно набрести вот на такое. Просто багетная мастерская, казалось бы. А не просто. Красивая и душевная багетная мастерская! Вас туда пригласят, встретят, все расскажут и покажут. Да вы и не пройдете мимо, не обратив на нее внимание (6 фото).
Есть тут даже Последний переулок! (6 фото)
Где находится Первый, я не знаю… но почему этот назван именно так – интересно.
Когда-то переулок назывался Мясным из-за того, что изобиловал мясными лавками. Видите – опять торговля! Неподалеку, в Луковом переулке, располагался знаменитейший в те времена магазин «Лесная быль». Может быть, кто-то из пожилых москвичей его даже еще помнит. Правда, магазин торговал не одноименными вафлями фабрики «Рот-Фронт», а экзотической гастрономией. В нем горожане могли приобрести медвежатину, оленину, лосятину и прочие дары дикой природы. Прилавки ломились от фазанов, перепелов и тетеревов. К сожалению, в конце 1980-х годов магазин закрыли. А жаль!
Сейчас на месте бывшего магазина располагается бар, да не какой-нибудь, а мишленовский.
В 1907 году Мясной переулок переименовали в Последний, вернув ему название восемнадцатого века. Да он и правда был последним переулком тогдашней Сретенки.
...Реинкарнация атлантов
Кстати, забавная история. Совсем недавно в Последнем переулке стояло здание, украшенное атлантами... в плавках. Собственно, почему стояло? Здание-то стоит и по сей день, в нем располагается какой-то бизнес-центр. Но вот атланты уже не те... В прямом и переносном смысле (4 фото).
Зато граффити на стенах правильные!
...Живопись в церкви и нецерковная живопись
Как я говорил, рассказывать о Сретенке можно очень долго. Слишком много удивительных историй, загадок и воспоминаний хранит этот древний район. Но время и место коротко.
И я закончу свой небольшой цикл статей рассказом про еще один храм. Так получилось, что в начале Сретенки стоит церковь Живоначальной Троицы в Листах, про которую я рассказывал в прошлый раз, а в конце - вот этот небольшой, но красивый белокаменный храм с золотой луковкой и колокольней.
Это – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Причем Печатники это не тот район на Юго-востоке, к которому мы привыкли. Печатники это слобода, где в старину селились полиграфы и книгоиздатели.
Храм постройки 1695 года. В 1812 году был разграблен французами, в 1938 году закрыт коммунистами, а в 1991 – возвращен церкви (11 фото).
Но интересен этот храм еще и вот благодаря какой истории...
Помните картину Василия Пукирева «Неравный брак»? Там, где бедная девушка явно не по доброй воле выходит замуж за богатого старика? По одной из версий, художник писал ту девушку со своей несостоявшейся невесты, а в роли грустного, задумчивого молодого человека за ее спиной изобразил самого себя.
Согласно другой версии, считается, что Василий Пукирев изобразил на картине любовную драму своего друга, молодого купца Сергея Варенцова. Тот был влюблен в девушку, но родители его возлюбленной подобрали для дочери более подходящую, по их мнению, партию. Конечно, не с такой ужасающей разницей в возрасте, как у персонажей картины – жених был старше невесты всего на 13 лет.
Справедливости ради необходимо сказать, что к всеобщему благополучию, и невеста оказалась счастлива в браке, и сам Варенцов буквально через год сделал предложение другой достойной женщине.
Эту историю, как и саму картину, знают, наверное, все. Но не все знают, что художник вдохновился на написание холста, когда увидел очень похожую картину венчания, происходящую как раз в этом небольшом храме на перекрестке Сретенки и Рождественского переулка.
Кстати, говорят, что есть и другие изложения тех событий, более фантастические. Но, как бы то ни было, доподлинно известно вот что: прототипом заплаканной невесты являлась Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно).
Здесь, пожалуй, моя история подходит к концу. А поскольку через три дня будет праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, историю возникновения которого я упомянул в этой статье, то похоже, через три дня мне предстоит написать пост о Сретенском монастыре, стоящем на том самом месте, где это сретение произошло.
А всем тем, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца, традиционные, но совершенно искренние слова благодарности! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами.
А еще - в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...