Найти тему
Исторические мелочи

Портрет двух детишек в гусарских костюмчиках

Наткнулся тут на один замечательный двойной детский портрет, хранящийся в Государственном музее искусств Узбекистана. Вот он

Нет, здесь не требуется атрибуция – известны и автор портрета и изображенные на нем персонажи. Портрет принадлежит кисти А.О. (А.Ж.) Дезарно, написан в 1824 г., а запечатлены на нем Всеволод и Мартьемьян Сипягины – сыновья генерал-майора, генерал-адъютанта, начальника штаба Гвардейского корпуса, участника наполеоновских войн Николая Мартемьяновича Сипягина. Вот сам отец на известном портрете работы Дж. Доу 1827 г.

-2

Вернемся к детскому портрету. Изображенным на нем детям по пять-шесть лет (для Всеволода Николаевича Википедия дает разные года рождения). Но что на портрете наиболее интересно – это то, что детские костюмчики отпрысков генерал-адъютанта, безусловно, с определенными изменениями под возраст «моделей» и под традиции детского костюма, но воспроизводят стилистику и расцветку двух существовавших в России гвардейских гусарских полков! Левый ребенок (если я правильно понимаю – Всеволод Николаевич) облачен в костюмчик по мундиру Лейб-гвардии Гусарского, а правый (получается – Мартемьян Николаевич) - Лейб-гвардии Гродненского гусарского полков! Даже если бы датировка у портрета отсутствовал, ее можно было бы установить, по крайней мере, верхнюю границу – именно в 1824 г. Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк был сформирован и, соответственно, в том же году появился мундир, ставший образцом для костюмчика одного из отпрысков Сипягина.

В силу весьма юного возраста в период создания портрета и Всеволод, и Мартемьян совершенно точно еще нигде не служили – времена, когда дворяне записывали детей на службу в младенческом возрасте давно прошли, Павел I запретил такую практику еще в 1796 г. Поразительно, но позднее в 1839 г. после окончания Пажеского корпуса Всеволод Николаевич Сипягин действительно вышел именно в Лейб-гвардии Гусарский полк. Подробностями жизни Мартемьяна Николаевича я не располагаю, но, если верить Википедии, он прожил лишь тридцать лет, за которые успел дослужиться только до коллежского секретаря, то есть пошел по статской части.

Так или иначе, в отличие от портретов великих князей, которые с рождения или в самом раннем возрасте получили звания шефов тех или иных частей и поэтому с полным правом позировали художникам в своих детских мундирчиках, в данном случае «мундирная стилизация» костюмов Всеволода и Мартемьяна Сипягиных – это, судя по всему, лишь прихоть родителей, точнее, явно отца – начальника штаба Гвардейского корпуса. Не сказать, чтобы это был уникальный случай. В одной из книг у меня есть фотография австро-венгерского драгунского полковника начала XX в., снявшегося со своим маленьким сыном – так там любящий отец не только облачил отпрыска в мундир, полностью повторяющий его собственный, но и «произвел» его в тот же чин, который имел сам! К сожалению, не смог найти эту фотографию в интернете, чтобы показать.

Какую-то роль в решении генерал-адъютанта Сипягина облачить для портрета своих детей в «мундирные костюмчики» и в выборе конкретных частей, под униформу которых эти костюмчики стилизованы (по крайней мере, одной из них), возможно, сыграл тот факт, что примерно в это же время появляются портреты августейшего ровесника Всеволода и Мартемьяна – Великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II, который через несколько дней после рождения, 22 апреля 1818 г. получил звание шефа Лейб-гвардии Гусарского полка, и изображался художниками в мундире гвардейских гусар.

Неизвестный художник «Портрет Великого князя Александра Николаевича в мундире Лейб-гвардии Гусарского полка», после 1818 г.
Неизвестный художник «Портрет Великого князя Александра Николаевича в мундире Лейб-гвардии Гусарского полка», после 1818 г.

Но Александр Николаевич был не единственным ребенком правящей фамилии, кто изображался в мундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Вот еще один двойной портрет, хранящийся в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

-4

Автор его неизвестен, а сам портрет числится как изображение Великих князей Александра и Михаила Николаевичей. Такая атрибуция представляется, по крайней мере, отчасти сомнительной. Разница в возрасте между Александром и Михаилом Николаевичами составляла четырнадцать лет! Вряд ли между изображенными на портрете детьми есть столь значительная разница в возрасте. Полагаю, здесь изображены двое из младших детей императора Николая – Константин, Николай или Михаил.

Такие дела.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.