Найти в Дзене
ПроФэнтези

Три правила магической системы в фэнтези

Оглавление

Фэнтези бывает разным. Есть миры с мягкой магией, где авторы не объясняют ее законы (универсальное объяснение Мартина - it's magic). А есть миры с жесткими магическими системами, где чародейское искусство имеет четкие принципы.

Сегодня я расскажу о трех правилах, которые важны для создания магической системы в мире фэнтези (с примерами). Поехали!

Гарри Поттера вспомним уже в первом пункте :) А свидетелями пойдут Грозный Глаз и Нимфадора Тонкс (скриншот www.pinterest.ru).
Гарри Поттера вспомним уже в первом пункте :) А свидетелями пойдут Грозный Глаз и Нимфадора Тонкс (скриншот www.pinterest.ru).

1. Последовательность

В вымышленном мире законы магии так же реальны, как и законы физики. Они должны быть последовательными, а не меняться от случая к случаю. Если магические правила все-таки срабатывают не так, как прописывалось ранее, то желательно это объяснить.

Например, в "Гарри Поттере" есть Надзор - "заклинание, которое отслеживает магические действия тех, кому еще нет семнадцати" (с) Грозный Глаз Грюм, "Дары Смерти". В отдельной статье мы с вами уже разбирали, что Надзор, скорее всего, работает не персонально, а по площади. Фред и Джордж спокойно колдуют на каникулах, потому что в доме Уизли есть совершеннолетние маги, а Гарри окружают магглы, поэтому ему прилетает "письмо счастья" даже за колдовство домовика.

В то же время есть случаи, когда в доме Дурслей используют заклинания (Артур Уизли в "Кубке Огня", Нимфадора Тонкс в "Ордене Феникса"), но Министерство молчит. Маленькая Лили Эванс тоже колдовала на каникулах - о наказаниях за это не упоминается. Непоследовательность налицо.

Чародей Гарри Дрезден и вампир Томас Рейт (арт Mika-Blackfield, www.deviantart.com).
Чародей Гарри Дрезден и вампир Томас Рейт (арт Mika-Blackfield, www.deviantart.com).

2. Цена

Магия не бесконечна, за ее использование нужно платить. Слишком простое колдовство, которое решает все проблемы, может сделать книгу скучной, предсказуемой. В основе хорошего сюжета лежит преодоление препятствий - герою не должно быть слишком легко.

Хороший пример - цикл "Досье Дрездена" (Джим Батчер). Здесь чародеи используют для заклинаний силы природы. Распространены накопители - у главного героя, Гарри Дрездена, для этого есть браслет и жезл. Но когда запас энергии заканчивается, и его нельзя быстро пополнить извне, приходится полагаться на силы собственного тела, которые далеко не беспредельны. Однажды попытка удержать магический Щит против огненной атаки привела к тому, что Гарри обжег руку, чуть не дошло до ампутации.

Другой пример - цикл "Рожденный туманом" (Брендон Сандерсон). В мире Скадриал магия работает на металлах, это искусство называется алломантия. Алломант глотает определенные металлы, а по мере необходимости поджигает их. Олово обостряет чувства, пьютер увеличивает силу, цинк гасит эмоции и т.д. Металлы работают, пока не сгорят, чем активнее используешь силу металла, тем быстрее он прогорит. Поэтому возможности алломантов ограничены.

Рожденный туманом (арт Jonas Lopez Moreno, www.pinterest.com).
Рожденный туманом (арт Jonas Lopez Moreno, www.pinterest.com).

3. Немного оригинальности

Файерболы, волшебные палочки, пента и прочие граммы есть у многих авторов. Новые идеи помогут привлечь внимание читателей, выделить книгу из общего ряда. Важно не переборщить - за слишком оригинальной и мудреной магической системой можно потерять сюжет и героев.

Настоящий мастер по разработке оригинальных магических систем (и миров) - это Брендон Сандерсон. Выше мы немного коснулись алломантии, а в цикле "Архив Буресвета" магия уже совершенно другая. Ее источник - это буресвет, который после длительных бурь остается в драгоценных камнях - самосветах. Для усиления используются специальные устройства - фабриали. Например, даль-перья - это сопряженные фабриали, одно из парных перьев в точности воспроизводит то, что где-то вдалеке пишет другое. Этакий волшебный телеграф :)

Необычный источник магии придумал Брайан Макклеллан в трилогии "Пороховой маг". Как ясно из названия, это порох. Вдохнув пороха, маги становятся сильнее, быстрее, выносливее, метко стреляют. Но есть и обратная сторона медали - пороховая зависимость, ломка и все такое.

Принцесса Ясна Холин и ее фабриаль (арт Petar Penve, www.17thshard.com).
Принцесса Ясна Холин и ее фабриаль (арт Petar Penve, www.17thshard.com).

Конечно, магическая система - это не самоцель. Главное в любой книге - сюжет и герои. Если сюжет провисает, а персонажи выглядят картонными, хорошая магическая система книгу вряд ли спасет.

И наоборот, в истории с интересным сюжетом и живыми героями волшебство можно не ограничивать правилами. У "Властелина колец" и "Игры престолов" много читателей по всему миру, хотя ни Толкин, ни Мартин особо не объясняют магию - она просто есть.

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)
#фэнтези #фантастика #книги #чтение #магия #творчество