Только через 40 лет после смерти сбылось желание поэтессы Анны Ахматовой и ей установили памятник напротив бывшей тюрьмы «Кресты». Умерла она в 1966, памятник воздвигли в 2006.
С «Крестами» её туго связала судьба единственного сына Льва, который сидел в этой тюрьме, а она часами стояла в ожидании возможности отдать передачку для него.
Обычно изображение худой женщины, как у нас говорят «худой, как швабра», показывает её хрупкость и слабость. Но не в этом случае, на мой взгляд.
На памятнике Ахматова тонка и длинна как вязальная спица. Как стальная, которую нелегко сломить.
Молодая женщина, какой она создана на памятнике, уходя не уходит. Обернулась и стоит высоко, и смотрит неотрывно на толстые стены, заключавшие в 1938-м году её сына. Так и будет вглядываться бесконечно теперь.
Стоит она как вкопанная. Шаль скатилась с плеч, в одной руке чётки, другая поднята — то ли чтобы перекреститься, то ли попрощаться.
Есть несколько живописных портретов, которые перекликаются с образом Ахматовой на памятнике. Покажу некоторые:
«Очень стройная, очень юная женщина в темном наряде», — такой увидел поэтессу литератор Владимир Пяст. «Высокая, в темном платье, закутанная в шаль» — такой её описывает в воспоминаниях Сильвия Гитович.
В период, когда репрессиям подверглись самые близкие Ахматовой люди, она выглядела на самом деле, конечно, иначе. Примерно так:
Авторы памятника — скульптор Г. Додонова, архитектор В. Реппо, спонсор Юрий Жорко.
Находится памятник в сквере на Воскресенской набережной у дома 12 в двух шагах от памятника жертвам политических репрессий, с которыми составляет практически ансамбль. О нём можно почитать в части 1 и части 2.
На постаменте памятника выгравированы слова из поэмы Ахматовой «Реквием».
Реквием (эпилог)
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
(Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом).