Виртуальное путешествие сквозь разные эпохи
Видеоигры самый доступный, пускай и виртуальный, способ прогуляться по знаменитым туристическим местам. Стоят они обычно дешевле билета в другую страну. Пока играешь, не нужно тратить время на дорогу и мириться с неудобствами, которые возникают во время поездки (от кричащих детей до задержек рейсов). Вдобавок на месте не придется любоваться на руины, если строение разрушено временем, и представлять себе, как все выглядело раньше. Сегодня разработчики способны воссоздать точную модель в виртуальном формате, выстроив вокруг нее контекст и повествование. В этом плане Париж — уникальный город. Столица Франции крайне популярна у игровых студий, благодаря чему за последние 20 лет им удалось охватить разные вехи в жизни поселения. Мы же предлагаем вам совершить не просто экскурсию по Парижу и посмотреть достопримечательности, но и погрузиться в историю города и проникнуться его атмосферой в разных эпохах.
Rome II: Total War
Исторический центр Парижа — Сите, остров на реке Сене. На нем люди селились еще несколько тысяч лет назад. Окончательно его обжили примерно в III веке до нашей эры. Кельты построили там рыбацкий городок. Римляне называли его Лютецией — от слова lutum, «ил», в честь местных топких берегов.
За 50 лет до рождества Христова Галлию завоевал Юлий Цезарь. В Лютецию приехали римляне, поскольку остров Сите располагался в стратегически важном месте — пересечении нескольких дорог. Вскоре там появились укрепления, храмы, термы, акведуки — в общем все, что было и в остальном римском государстве. С начала IV века нашей эры римляне начали обозначать город на мильных камнях как Цивитас Паризориум, что означает «город паризиев» (в честь кельтского племени, которое и основало его). Спустя несколько веков и пару вторжений германцев название упростили. Так появился Paris — он же Париж.
В видеоиграх Лютецию и Паризориум показывают разве что в стратегиях вроде Rome II: Total War. Достоверности там немного. Авторы демонстрируют римские постройки посреди чистого поля без реки. В общем, мало чего интересного. Хотя и в реальности это был не особо впечатляющий город — глубокая имперская провинция.
Assassin's Creed Valhalla: The Siege of Paris
После развала Западной Римской империи Галлию завоевали франки. Они же превратили Париж в свою столицу, благодаря чему поселение превратилось в типичный для Северной Европы город. И хотя Париж считался довольно крупным центром для королевства, до XI века там жило не более 20 тыс. человек. Для сравнения: в то время в Константинополе и Багдаде находилось по 150 тыс. человек, а в Киеве и Севилье — по 40 тыс. Причина тому — удаленное расположение от всех главных торговых путей Средиземноморья.
Столицу Франков той эпохи можно рассмотреть в дополнении The Siege of Paris для Assassin's Creed Valhalla. События игры посвящены осаде Парижа с 885 по 886 года. Правда, большую часть времени никто ничего не осаждает, поэтому вы можете спокойно гулять по городу.
Однако не ждите от столицы франков чего-то невероятного. С одной стороны, трудно предельно точно реконструировать внешний облик Парижа IX века из-за нехватки информации, дошедшей до нас. С другой — игровые условности повлияли на то, что город сильно ужали. Например, соседнее крупное поселение Сен-Дени, сравнимое по размером с Парижом, разработчики превратили в одну церквушки. Вдобавок авторы порой очень вольно трактовали историю. Видеоигровая осада столицы франков вообще слабо напоминает то, что случилось в реальности, да и наряды с доспехами едва ли походят на аутентичные.
Но в целом в The Siege of Paris можно уловить дух той эпохи. Тогда Северная Европа все еще пыталась разобраться с наследием Римской империи и варварских племен, да еще нащупать свой путь вдалеке от богатого Средиземноморья. Достаточно посмотреть в игре хотя бы на льняные полотна с очень схематично нарисованными воинами, которые есть в некоторых зданиях, а затем вспомнить, насколько детальными и анатомически точными были римские мозаики.
Особенно этот переход виден по дворцу Сите — резиденции франкских королей. После развала Западной Римской империи по городу прокатилось несколько разрушительных пожаров, так что зданий с чисто римской архитектурой не осталось. Но даже после переделок по дворцу, показанному в игре, очень хорошо заметно, что когда-то он был резиденцией римских патрициев.
Paris 1313
После IX века из-за пожаров, набегов викингов и просто изменившихся архитектурных веяний Париж в следующие века преобразился. На территории вообще не осталось старых построек. Город разбогател, население перевалило за 100 тыс. человек. По моде того времени новые здания сооружали в стиле помпезной готической архитектуры.
А лучший видеоигровой способ увидеть, как тогда жили парижане — Paris 1313. Эту адвенчуру делали вместе с куратором известного парижского музея Средневековья Клюни. Однако дело не ограничивалось короткими консультациями, он полностью помог проработать историческую часть. Геймплейно Paris 1313 — набор головоломок, которые нужно решить, чтобы увидеть следующую часть сюжета.
Из-за своей достоверности Paris 1313 сейчас смотрится слегка непривычно. Все происходит обычным солнечным днем. На людях много ярких одежд. Несмотря на грязные улицы, все стараются не ходить чумазыми и держать в чистоте свои дома. В общем, слабо похоже на привычное киношное Средневековье. При этом сюжет вертится не вокруг военных походов или оккультных практик. Он посвящен расследованию убийства: кто-то сбросил молодого часовщика с вершины Нотр-Дама, пока тот работал над механическими часами для собора.
С тех времен в почти неизменном виде до нас дошло лишь несколько парижских зданий. Одно из них — собор Парижской Богоматери. Правда, здание, помимо завязки, в игре практически не мелькает.
Touché: The Adventures of the Fifth Musketeer
Наша следующая остановка — адвенчура, о королевском мушкетере Жоффруа Лебрёне. Он в 1562 году пытается вернуть одно украденное завещание, спасти Францию от кардинала Ришелье и добиться руки девушки, за которой приударил Д’Артаньян. Игра сильно вдохновлена The Secret of Monkey Island, так что на каждом шагу чудаки да шутки.
История пародирует писателя Александра Дюма и не слишком стремится к достоверности. Чего стоит хотя бы то, что мушкетерская гвардия появилась во Франции только спустя шестьдесят лет после событий игры. И это помимо заклинаний, паровой лодки некоего племянника Леонардо да Винчи и самого Дюма, который родился гораздо позже.
Зато Touche одна из самых красивых адвенчур 90-х. В ней полно прекрасных видов старой Франции XVI-XVII веков. И это вообще единственная видеоигра с такими невероятными пейзажами. Почему-то вне стратегий и модификаций для Mount & Blade мушкетеры в играх практически не встречались. А ведь они жили в одну из самых интересных эпох Парижа: тогда город окончательно превратился в центр Европы, где процветали культура и наука.
Assassin's Creed: Unity
Нигде в видеоиграх нет настолько же детально воссозданной столицы Франции, как в Assassin's Creed: Unity. Авторы смоделировали полумиллионный город 1789 года в масштабе один к одному. Все ключевые достопримечательности, которые существовали тогда, выглядят почти так же, как в реальности.
Дух Великой французской революции витает в воздухе. В мире игры люди скандируют лозунги. На каждой второй улочке — ораторы с пламенными речами. Местами устраивают импровизированные театральные постановки с головами казненных противников революции. И не прекращается обыденная жизнь: парижане торгуют, спорят, рисуют картины, напиваются вдрызг и ходят по борделям.
Но все же историю по Unity не стоит изучать. Лучше проходить игру, периодически читая хорошую монографию, чтобы понять, что вообще тогда творилось во Франции. Дело в том, что огромное количество событий авторы сжали так, будто они происходили не в течение нескольких лет, а чуть ли не за пару недель. Те же гильотины не существовали до 1792 года. Неверно показаны очень многие события и то, какую роли в них играли разные люди. Многое попросту опустили, а всю ту очень сложную и запутанную ситуацию, приведшую в итоге к революции, свели до очень простой войны ассасинов и тамплиеров.
Кроме того, несмотря на то что видеоигровой Париж выглядит как столица 1789 года, цифровой город переполнен неточностями (мелкими и не очень). Много допущений из-за игровых условностей. Появились куча странных бессмысленных веревок между домами, чтобы геймер мог бегать по крышам чаще и быстрее. На вершине Нотр-Дамма водрузили металлический, а не деревянный, крест, чтобы туда получилось залезть. Париж делился на многочисленные районы, жители которых друг друга хорошо знали. После революции на некоторое время случился полный хаос, так что незнакомцы у горожан вызывали куда больше подозрений. Их осыпали вопросами, а параллельно могли позвать кого-нибудь из национальной гвардии, чтобы разобраться с чужаком. В такой ситуации даже простое перемещение по городу превратилось бы в нетривиальную задачу. Так что неудивительно, что подобные нюансы не попали в Unity.
Однако в облике города еще больше анахронизмов и неточностей. Почти нигде нет лошадей и повозок, хотя они должны быть всюду — как иначе доставлять товары? Путешественники в те времена даже жаловалась, что улицы слабо приспособлены для пешеходов, там даже тротуары не делали. Также нет огромных стай бродячих собак, с которыми тогда никто не знал, что делать.
Париж выглядит более опрятным и не таким грязным, чем в реальности. До XIX века многие улицы почти не мостили, а водостоки в Париже почти не встречались. Туалетов тоже нигде не было, содержимое ночных горшок выливали прямо из окон. Улицы постоянно покрывал большой слой фекалий — порой приходилось ходить по колено в противной жиже. Разработчики вырезали городские скотобойни, из-за которых местами текли зловонные реки крови. Да и вообще почти нет рабочих кварталов, хотя в настоящем городе их было полно. Кстати, в виртуальном Париже 1789-го нет дорожек из досок, благодаря которым прохожие проходили совсем уж грязные места у берегов Сены во время наводнений. В честь таких досок даже назвали улицу Планш-Мибрэ.
Всюду привычный французский триколор — хотя в национальный флаг он превратился только в 1794-ом. Прохожие одеты по моде времен Наполеоновских войн, до которых больше десяти лет. По ночам слишком много людей и фонарей: в ту эпоху с приходом темноты стоял такой мрак, что все просто шли по домам. До 1833 года в городе не ставили общественные скамейки. И самая странная проблема: на каждой двери — классическая ручка, которой не существовало до 1878 года.
Хуже всего, что история слабо связана непосредственно с революцией. Это лишь фон, а главный герой мог пройти точно такое же путешествие в практически любую другую эпоху почти любого другого места. Из-за особенностей геймплея Assassin’s Creed игрок постоянно занимается паркуром. А с высоких зданий толком не видно, что вообще происходит на улице, чтобы прочувствовать хотя бы толику духа революции.
И все равно даже в таком виде в Assassin's Creed: Unity — лучший видеоигровой Париж. Да, вы не сможете получить тумаков от национальной гвардии за то, что вы просто снуете посреди бродячих собак по уличному болоту из недавнего дождя и фекалий, но зато вы увидите собор Парижской Богоматери, Версаль, Люксембургский дворец, Сент-Шапель, парижский Пантеон и многие другие достопримечательности в наилучшем виде. Бонусом идет Эйфелева башня, на которую дадут забраться в небольшом путешествие к другой эпохе. Просто помните, что Париж в Assassin's Creed: Unity довольно романтизирован и выглядит во многом так, каким он был при Наполеоне.
Valiant Hearts: The Great War
После Великой французской революции в Париже случилось много всего интересного. От других революций до голода во время осады в 1870-ом. От всемирных выставок до галерей импрессионистов. К сожалению, в видеоиграх этим событиям уделяют не очень много внимания.
Поэтому следующая остановка будет в 1914 году, когда началась Первая Мировая, а немцы в первые же месяцы войны чуть не подошли вплотную к Сене. В адвенчуре Valiant Hearts Париж показывают мало, там всего две головоломки, но за эти десять минут разработчики очень ярко показали настроение города в тот момент. Враг у ворот, но все воодушевлены и готовы сражаться. Потому город высокой культуры всеми силами пытался помочь своим войскам. Так, например, все парижские таксисты перебрасывали солдат на фронт.
The Saboteur
В 1914-ом французам удалось отстоять Париж. В 1940-ом во время новой войны немцы все-таки взяли город. Именно с этого года начинается история The Saboteur. Цифровой Париж тех лет очень хорошо отражает дух эпохи несмотря на уменьшенные масштабы: яркая неформальная жизнь, великолепная архитектура, везде нацистские флаги. Атмосферу сгущает стильная черно-белая палитра, как в старом нуаре.
Однако при этом разработчики абсолютно проигнорировали исторические события. Война Франции с Германией у них почему-то неожиданно началась в 1940-ом. Немцы настолько хорошо укомплектованы экспериментальными прототипами и просто каким-то футуристическим оружием, что по сути все превращается в дизельпанк. И почему-то у нацистов есть дробовики. Во времена Первой Мировой их массово использовали американцы, что немцы считали военным преступлением. Потому немецкие офицеры возненавидели дробовики и потом всеми силами не допускали какого-либо их использования в своей армии.
Несмотря на оккупацию, постоянные обыски и жесткие законы, в Париже до 1944-го было относительно спокойно. Туда постоянно приезжали немцы в увольнительные, а французские художники даже умудрялись с разрешения нацистских офицеров проводить выставки, которые в Германии окрестили бы «дегенеративным искусством». Убийство какого-нибудь солдата считалось громким событием, что безумно далеко до того, что творил главный герой The Saboteur.
Самое абсурдное отличие этого игрового Парижа 1940-го от настоящего: в игре на парижских улицах много автомобилей. На самом деле немцы забрали почти весь транспорт для своих нужд, отчего в городе даже вернулись к повозкам с лошадьми. За целый день по главной улице могли проехать только три машины, а потом с девяти вечера до пяти утра объявлялся комендантский час, во время которого на улицах появлялись исключительно патрули.
Broken Sword
И вот мы добрались до игры, где друг с другом воюют ассасины и тамплиеры (и это не Assassin’s Creed). Студия Revolution Software показала, что центр этого противостояния — Париж 90-х. Один из двух главных героев при этом американский турист — потому логично, что в игре мы видим из города в основном небольшие кафе и старые исторические здания. Благодаря приятной 2D-графике из 1996-го это все выглядит очень мило и ностальгично.
Microsoft Flight Simulator (2020)
Любые экскурсии по городам с высоты вертолета или низколетящего самолета стоят дорого. В качестве альтернативы можно использовать Microsoft Flight Simulator. В этом летном симуляторе детально проработали не все города, однако это не относится к Парижу и его округе. Весь современный город смоделировали с довольно высокой точностью. Так что можно спокойно пролететь над каждой парижской достопримечательностью.
Grid
Париж постоянно мелькает в разных гоночных играх. Пока что красивее всего его изобразили в Grid 2019 года. Если вам удастся не отвлекаться на саму гонку и соперников, то вы сумеете полюбоваться детально воссозданным центром вокруг Эйфелевой башни. Главное еще — не особо обращать внимание на зрителей: в гоночных играх они всегда странные.
Minecraft
Есть один неожиданный лайфхак: если вы хотите устроить виртуальную прогулку по известной достопримечательности — качайте Minecraft. Коммьюнити этой игры настолько активное, что оно, кажется, собрало каждую известную постройку в мире. Потому вы легко раздобудете карты с Эйфелевой башней и ее округой, Нотр-Дам, Версаль, парижский Диснейленд, Триумфальную Арку и множество других построек в масштабе один к одному. Причем в некоторых еще хорошо проработаны интерьеры. Так как-то раз в кубическом Лувре проводили аукцион NFT, где все лоты выставляли вместо обычных картин.
Remember Me
И в финале давайте взглянем на то, что не встретить ни в одной реальной туристической поездке — то, каким Париж будет выглядеть в дальнейшем. Ну, по крайней мере, каким его представляют себе сценаристы и художники из Don’t Nod. По сюжету Remember Me в будущем случится целый набор климатических катастроф, Европа придет в упадок, а на Париж упадет пара сейсмических бомб со стороны России. Город восстановят и переименуют в Новопариж.
Благодаря вертикальным фермам, город надежно обеспечат электричеством, полученным от энергии капель дождя. Новопариж обнесут дамбой, чтобы город не залило морем. Повсюду вырастут новенькие небоскребы, где наверху поселятся богатые, а внизу, в трущобах — немногочисленные бедняки, среди которых есть и мутанты-наркоманы. Большинство все-таки будет жить в достатке, а всю рутинную работу на себя взвалят роботы. Огнестрельное оружие запретят. А еще люди начнут носить особые импланты, благодаря которым смогут делать что угодно со своими воспоминаниями: стирать, изменять, делиться ими с другими.
Новопариж — безумный сплав старой архитектуры и киберпанковских технологий. И в этой интересной смеси все равно угадывается Париж, каким его все запомнили.
***
Вот так мы совершили виртуальное путешествие по Парижу от тех давних времен, когда он получил свое название, до его далекого будущего. Это путешествие было не всегда достоверным, в нем приходилось постоянно продираться сквозь загадки и орды врагов. Но все равно оно подарит не меньше эмоций и знаний об этом замечательном городе, чем прогулка вокруг Эйфелевой башни и поход до Моны Лизы, постоянно освещенной вспышками сотен камер.