Успешное проведение Россией специальной военной операции (СВО) на Украине, а также нарастающие проблемы в странах Евросоюза и США, которые грозят стать причиной сокращения финансирования и военной поддержки киевского режима, толкают Зеленского и его окружение к неадекватным действиям. Об этом свидетельствуют не только постоянные обстрелы мирных граждан, распространение «управляемого террора» и организация диверсий на территории РФ, но и сложившаяся в последние месяцы ситуация вокруг Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС). В Киеве ради своих политических амбиций и стремления доказать верность заокеанским хозяевам готовы устроить настоящий Армагеддон на территории Восточной Европы, абсолютно не заботясь о его последствиях даже для собственных граждан.
До начала СВО на Украине под контролем Киева находились 4 работающие атомные электростанции (Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская), а также законсервированная Чернобыльская. ЗАЭС, состоящая из шести энергоблоков совокупной мощностью в 6 МВт, в этом списке является не просто самой крупной атомной станцией в Европе, но и в прошлом обеспечивала более 20% всей вырабатываемой на Украине электроэнергии. Причём именно на неё ранее приходилось порядка 45% от вырабатываемого всеми украинскими АЭС электричества.
Находится станция в Запорожской области в городе Энергодаре на берегу Каховского водохранилища. Такое расположение и стратегическая важность ЗАЭС для всего юго-восточного региона Украины и предопределили то, что она стала одной из первых целей в проведении СВО. Россия просто была обязана взять станцию под свой контроль, чтобы обеспечить её безопасность в период ведения боевых действий, что и произошло ещё в конце февраля.
В последующие месяцы ситуация вокруг ЗАЭС неоднократно становилась одной из главных тем информационной повестки дня. Для Киева всегда было важно создать особое напряжение в СМИ относительно возможности ядерной катастрофы «по вине России». При этом Запорожская АЭС продолжала работать, хоть и не на полную мощность, обеспечивая электроэнергией даже ту часть Украины, которая пока находится под контролем киевского режима. Это важно, так как подключение к украинской энергетической сети необходимо для нормальной работы АЭС: нельзя просто так остановить реактор, а произведенную им электроэнергию куда-то складировать, если не будет её потребления. Более того, станция не только поставляет электричество, но и потребляет его, например для систем охлаждения. Автономная работа реакторов может происходить лишь ограниченное время и грозит серьёзными проблемами, которые сегодня Россия и пытается минимизировать. Неслучайно, согласно информации МАГАТЭ, с марта на станции периодически работает только не более трёх реакторов, а два были выведены в так называемый холодный резерв – ядерная реакция там временно остановлена. Предполагается, что в будущем будет произведено переподключение станции на энергосистему, связанную с Донбассом и Россией, а также Крымом, чтобы запустить ЗАЭС на полную мощность и не допустить авариных ситуаций. Проще говоря, Украина, скорее всего, лишится электроэнергии с Запорожской АЭС, чего в Киеве хотят не допустить и готовы идти на самые неадекватные меры.
С середины июля станция начала подвергаться массированным атакам со стороны ВСУ. При этом удары производятся и по находящемуся рядом городу Энергодару, где проживает около 10 тысяч человек, и с каждым разом становятся все опаснее. Снаряды, ракеты, беспилотные летальные аппараты стали обрушиваться не только на прилегающую к ЗАЭС инфраструктуру, но и на площадку станции, в том числе и на хранилища свежего и отработанного ядерного топлива. Так произошло 29 августа, когда прилёт был в непосредственной близости от 2-го реактора станции - в крышу спецкорпуса, в котором хранится ядерное топливо.
Следует понимать, что в настоящее время в шести энергоблоках ЗАЭС и на площадке отработанного ядерного топлива находится около 18 тысяч топливных сборок. Для сравнения: на 4-м реакторе в Чернобыле их было только 2 тысячи, а авария на ЧАЭС привела к загрязнению около четверти территории Белоруссии, порядка 7% Украины и около 2% России. Однако, как показывают последние события, Киев, контролируемый из-за океана, абсолютно не волнует ни судьба континента, ни судьба территорий под контролем ВС РФ, ни даже судьба подконтрольных территорий.
В настоящее время экспертные оценки относительно того, чем может закончиться обстрел ЗАЭС разнятся и порой носят вполне отчетливый политический окрас. Появляющиеся карты возможного загрязнения варьируются от локального радиуса в 30-50 км, до глобальной катастрофы евразийского масштаба. В частности, наиболее катастрофическими последствиями может считаться ситуация, при которой произойдёт взрыв одного или нескольких реакторов. Предполагается, что в таком случаев радиоактивные массы могут быть разнесены ветром не только по югу и востоку Украины, но достигнут России и даже Турции. Пострадать могут приграничные регионы Белоруссии, Молдавии, Болгарии и Румынии, а в случае загрязнения вод Днепра радиация может добраться до Черного и Азовского морей со всеми вытекающими из этого последствиями. Всего же заражёнными окажутся как минимум более 5,3 тыс. кв. км, а главный удар придётся по территории Донбасса, Запорожья и Крыма. Однако в настоящее время такой сценарий многим кажется маловероятным. Это связано с тем, что, в отличие от ЧАЭС, защита Запорожской станции более надёжная. И реакторы, и бассейн выдержки, где хранится отработанное топливо, находятся в гермооболочке (не было на Чернобыльской АЭС), способной выдержать и ракетные удары, и даже падение самолета. Кроме того, реакторы ЗАЭС не содержат графитовых стержней, что также уменьшает возможность катастрофического варианта развития событий. Вместе с тем исключать такой вариант сегодня не берется никто, так как обстрелы ВСУ с каждым днем становятся всё более безумными.
Менее апокалиптический прогноз выглядит ещё более реальным и связан с обстрелом сухого хранилища отработанного ядерного топлива, который не защищён так, как реактор и бассейны, а также намеренного уничтожения энергетической инфраструктуры станции, что может вызвать на ней аварию и выброс радиоактивных веществ. В таком случае заражению подвергнется местность в радиусе примерно 30 км, а распространение радиации на территории стран Европы или России будет минимальным. Видимо именно поэтому заокеанские хозяева Зеленского и закрывают глаза на происходящее, давая согласие на обстрел станции. Ни Вашингтон, ни Лондон, ни даже Брюссель не волнует судьба сотен тысяч людей, для которых в случае негативного развития сценария возникнет серьёзная опасность. В данном случае следует помнить, что на левом берегу Днепра находится Энергодар, а на правом – Никополь и Марганец, которые являются крупными промышленными центрами. Если же учитывать необходимость принудительного отселения в радиусе 50 км, то под него попадают и 700 тысяч жителей Запорожья. И это не считая населения более мелких населённых пунктов на той территории, которая сегодня контролируется Киевом. В дальнейшем, в зависимости от того, куда подует ветер, есть возможность заражения Запорожской и Днепропетровской областей. Число пострадавших в таком случае будет исчисляться миллионами, чего не понимать в окружении Зеленского не могут. Однако, как показывают последние события, в Киеве перестали считаться с жизнями людей ради политического хайпа и сохранения власти.
В то же время, стоит заметить, что нынешние действия киевского режима, который продолжает обвинять в обстрелах Россию, имеют в своей основе ряд причин. С одной стороны, Киев за счет попытки организовать техногенную катастрофу даже регионального масштаба пытается привлечь к себе затухающее в последние месяцы внимание со стороны международного сообщества. Расчёт довольно прост: Запад должен будет снова обвинить во всем Россию, в результате чего увеличатся поставки оружия и денег. Дополнительно к этому российские военные из-за угрозы радиации будут вынуждены покинуть занятые территории. Это подтверждается и тем, как Киев согласился на поездку на станцию миссии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Как заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, «если МАГАТЭ не сделает вывод о том, что Россия нарушает ядерные протоколы, Россия подвергнет мир риску ядерной катастрофы». Таким образом, украинские власти прямо требуют, чтобы выводы миссии были не в пользу РФ, какой бы в реальности ситуация ни была.
С другой стороны, происходящее имеет и скрытый смысл, о котором в Киеве принято не говорить. Обстрелы ЗАЭС без оглядки на возможное радиационное загрязнение тысяч квадратных километров территории говорит о том, что в украинской столице практически признали их потерю как сегодня, так и в будущем. Именно поэтому киевский режим решил действовать по принципу «Так не доставайся же ты никому!». Как в случае реализации такого сценарная будут жить люди на загрязнённой территории и что с ней придётся делать, Зеленского и его команду уже не интересует.
Таким образом, нынешняя ситуация вокруг Запорожской АЭС уже давно перетекла из сфер энергетической и радиационной безопасности в область политики. Официальный Киев при непосредственной помощи Запада будет делать всё, чтобы не допустить работы станции под контролем России. При этом и украинские власти, и их западные хозяева прекрасно понимают, что сама АЭС для Украины потеряна окончательно.
Виктор Городецкий