Найти в Дзене

Конспект интегрированного занятия внеурочной деятельности «Небесные светила»

Комната русского быта и фольклора МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова, город Великие Луки, Псковская область

-2

Тема: «Композиция в ограниченной цветовой гамме»
Форма занятия: игровая
Цели :
- Продолжать знакомство детей с культурой и традициями Земли Русской, познакомить с народным календарём и главными солнечными праздниками;
- Расширять и углублять знания детей о науке "Цветоведение";
- Развивать чувство композиции и цвета, умение работать с палитрой;
- Закреплять умение дополнять изображение деталями по собственному замыслу, развивать воображение и творчество детей.
- Воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе, любовь и уважение к традициям своего народа.

-3

Планируемые результаты:
Личностные:

- получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной
деятельности;
- уважительно относиться к иному мнению.
Метапредметные:
Познавательные учебные действия

1 Выполнять анализ (выделение признаков);
2.Выбирать основания для сравнения, классификации;
3 Устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
4.Выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные учебные действия
1.Составлять план выполнения творческой задачи;
2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
3.Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать
оценку работе.
Коммуникативные действия
1.Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и
диалогической речи;
2.При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
3.Учиться критично относиться к собственному мнению;
4.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить своё мнение;
Предметные:
1 Учить детей правильной работе с палитрой и цветом, умело использовать разные цветовые сочетания в работе.
2.Помочь детям овладеть принципами работы с палитрой.
3.Прививать интерес к народному творчеству.

-4

Ход занятия:
Сегодня наше занятие не обычное сказочно - практическое, тема нашей творческой работы Композиция "Небесные светила" в ограниченной цветовой гамме»
Но, прежде чем начать рассказ, ответьте на вопрос: "Что такое сказка?"
«Сказка быль, да в ней намек, кто познает - тем Урок», говорили наши мудрые Предки. Этим они хотели донести до своих потомков мысль, что славянские сказки - это память, намек на реальные события или явления. Раньше когда не было ни школ, ни учебников детей учили именно сказками. А, в сказках были заключены все знания народа, его история, природные события и так далее.
Итак, первая часть нашего занятия, назовём её "Назад в будущее". Ибо даже в гимне поётся: "Предками данная мудрость народная..", она была, есть и будет... . Здесь мы окунёмся в мир наших древних предков, узнаем о народном календаре и главных солнечных праздниках.
Вторая часть будет практическая, мы расширим наш кругозор и знания о цвете и его свойствах, сегодня главная работа будет с палитрой по созданию различных оттенков одного цвета.

-5

Было это очень давно, во времена правления Петра 1. В лето 7208 (1700 год н.э) наш древний календарь был запрещён. Пётр 1 издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от рождества Христова, и получается, что у русского народа пропало 5508 лет великого наследия.

-6

В основу летосчисления славян, с приходом христианства, был положен пришедший к нам через Византию юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев. Полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября, в наших же летописях, в течение нескольких веков, начало года приходилось на весну, на 1 марта, с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.

-7

Славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Солнечные праздники, их было 4 называли – солнцеворот или коловорот (коловрат) (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).
А, год назывался КолоГод или КолоХод. Т. е. круговорот Солнца, которое совершает полный круг жизни, как и человек от рождения до старости и смерти. Цикл движения Солнца отождествлялся с циклом жизни человека.

-8

Основным ориентиром всего календарного цикла являлось солнце и его движение по небосклону. Поэтому все основные праздники тесно связаны, с так называемым Большим солнечным крестом.
Большой солнечный крест определялся четырьмя основными событиями в движении солнца. Это дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли. Эти точки и ознаменовались у славян четырьмя главными праздниками и четырьмя ипостасями Солнца проходящего Большой солнечный крест. Каждая ипостась имела свое название. И Солнцу в каждой ипостаси давалось имя. Как и было принято у людей Солнце в каждой точке проходило своеобразную инициацию и получало новый статус.

-9

21-22 декабря – Дни зимнего солнцестояния. Закончилась самая длинная ночь в году - ночь Карачуна. Сварог – кузнец ударяет с размаху молотом о каменную твердь и высекает из бел-горюч камня - Алатыря,
искру Нового Огня, из которой разгорятся пламя Нового КолаГода. Рождается солнце – младенец – Коляда.

-10

20-23 марта – День весеннего равноденствия – Ярило. Ярило – это юность. Солнце – юноша.
Солнце вступает в новую ипостась. И в это время как в юноше начинает пробуждаться ярая
оплодотворяющая сила, так и в этот период природа начинает пробуждаться после зимней спячки. Говорили «Ярило, землю матушку пробуждает - ярой силой оплодотворяет». т.е. зарождается новая жизнь:
«Ярило, полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает»

-11

20-21 июня – Дни летнего солнцестояния. Юный полный ярой силы Ярило-Солнце справился со своей задачей - зерна дали всходы. Появляется Солнце-муж - Дажьбог. У него другие задачи. Он охраняет, ухаживает за урожаем. Люди завершили все посадки, теперь урожай зависит от погоды и от того
как будет греть солнце. Не даст ли засухи, будет ли вовремя дождь. То есть, как и в семье, муж-хозяин и от него многое зависит. И самое главное то, как будет питаться семья весь год.

-12

22-23 сентября – Осеннее равноденствие Хорс - это период начала старения. Плоды собраны и убраны в
закрома. Ночи становятся, все длиннее солнце начинает стареть и готовиться уйти на покой. И с этого дня
начинает терять силы. Славяне чествовали и благодарили мудрое Солнце-старика Хорса - источник света и тепла, подарившее собранный урожай. Постепенно время двигалось, ночи становились все длиннее, и вновь подходила самая длинная ночь Карачуна, когда старик-солнце умирал чтоб вновь родиться Колядой. Вот так выглядел в представлении славян КолоГодный цикл - Большой солнечный крест.

-13

Наши предки верили, что в праздник весеннего Солнца приходят на землю два Бога — Ярило и Лёля, вечно молодые, прекрасные, как ясный мартовский денек. Ярило Солнце приводит Лёлю, а она приносит теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью.
С этой поры начинается пробуждение природы. Тает лёд на реках, просыпаются Водяной да Леший. Домовой, который зимой пробуждался лишь в важных случаях, начинает хлопотать по хозяйству. Всюду в лесах и полях оживают, просыпаются Духи Природы.

-14

К празднику готовились заранее, неделя перед весеннем равноденствием называлась "Поминки Мары - Морены", богини зимы. Делали специальные куклы - мотанки, который затем нужно было сжечь в обрядовом костре загадав желание. Таким куклам рисовались лица, тем самым в куклу вселялся дух зимы. Куклу эту можно было оставить на год, как оберег, но тогда лицо не рисовали, иначе кукла могла принести вред.

-15

Затем начиналась неделя славянского праздника Солнца, знаменующая приход Весны.
В этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком(отсюда правило-"первый блин комам", то есть медведям).

-16

В честь Весны — Лёли украшали девушки деревце лентами, кликали возне него Весну красавицу, сестрицу Морены, Богини Зимы. Где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Несет Лёля вести добрые, да весну ярую.
Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки.

-17

Зовут люди Лёлю и Ярило на праздник Солнца, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранки, пряники жгут костры.
Вот так, собственно, славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, Весеннее равноденствие, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из-под снега показываться весенние подснежники.

-18

Давайте и мы с вами к празднику подготовимся, сделаем обрядовые куколки и ленточками берёзку украсим.
На том сказка и заканчивается, а изобразительная деятельность начинается.

-19

Мастер-класс с пошаговыми фото по рисованию гуашью для детей: Красно-Солнышко

https://zen.yandex.ru/media/id/60471fe2c016c452afadd144/masterklass-s-poshagovymi-foto-po-risovaniiu-guashiu-dlia-detei-krasnosolnyshko-6056df58c9454051653dc09e

-20
-21

Благодарю за внимание!