Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Ответственность за строительство объектов в водоохранной зоне без согласования и при оказании воздействия на водные биологические ресурсы

Какая ответственность предусмотрена за строительство объектов в водоохранной зоне без согласования уполномоченного органа исполнительной власти и при оказании воздействия на водные биологические ресурсы?

Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»)  при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 указанной статьи Федерального закона деятельность, указанная в части 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. б) п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380) к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относится, в том числе, оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Таким образом, в случае, если по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания будет выявлено отсутствие прямого или косвенного негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, применение мер по сохранению водных биологических ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности (в том числе включение таких мер в проектную документацию, а также документацию, обосновывающую внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности) не требуется.

Следует также отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

При этом согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.

При этом в соответствии с п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 384) (далее – Правила) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка).

В соответствии с пп. в) п. 9 указанного нормативного правового акта решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит, в том числе, сведения об условиях и ограничениях, необходимых для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия).

Также следует отметить, что в соответствии с пп. 2) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 1 мая 2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Важно отметить, что согласно ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам (утв. Приказом Минсельхоза России от 31 марта 2020 г. № 167) определяется процедура исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Таким образом, проведение работ в водоохранной зоне водного объекта без предварительного согласования с Росрыболовством (в случае, если по результатам ОВОС будет выявлено негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания) является основанием для:

  • привлечения юридического лица к административной ответственности и последующей выдачи предписания об устранении указанного правонарушения;
  • предъявления требований о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.

При этом размер причиненного ущерба потенциально может быть использован в качестве основания для освобождения юридического лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.