Найти в Дзене
Книжный Лис

Борис Васильев – совесть нации

«Я настолько старый человек уже, что вся жизнь, прожитая мною – это и есть мои, в общем-то, герои. Поскольку герои живут всегда внутри писателя. Он очень многолик. Это не означает, что он фальшив, нет. Писатель становится писателем тогда, когда в нем поселяется очень много мужчин и женщин, и стариков, и детей, и кого угодно. Я старался писать о наиболее волнующих, меня лично волнующих проблемах».

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в городе Смоленске. Еще в раннем детстве писатель начал интересоваться литературой, историей и кино. Бабушка Васильева работала билетершей, и поэтому мальчик уже с детства смотрел много разных фильмов. Отсюда его любовь к кино.

В школьные годы он играл в спектаклях и выпускал вместе с другом журнал, а потом началась война…

Писатель был в 9 классе, и прямо со школьной скамьи в 17 лет добровольцем отправился на фронт. Он несколько раз попадал в окружения, но остался в живых.

В 1943 году Васильев нарвался на минную растяжку и был серьезно контужен. Он попал в госпиталь и в армию больше не вернулся.

В 1945 году Борис Львович женился на Зоре Альбертовне Поляк – единственной женщине всей его жизни, его музе и друге. Зоря Альбертовна стала прототипом некоторых героев его произведений – Искры Поляковой и Сони Гурвич.

Его книги о тех, кто не вернулся, для тех, кому жить дальше.

Борис Львович Васильев – чистый и честный писатель. Он один из тех людей, которые олицетворяют совесть нации.

Все, что он писал, было о людях, причем с большой болью и любовью к людям.

«Я не чурался ни мелодраматических вещей (они есть у меня, я знаю, что они есть), я не боялся сентиментальности, я не боялся, что кто-то пустит слезу у меня. Ради Бога, пожалуйста. Если до тебя это доходит (до читателя моего), спасибо тебе! Ты понял, что я тоже плакал, когда писал. Если засмеялся, спасибо, я тоже смеялся, когда писал. Потому что если ты через себя все это не пропустишь, то ничего не получится. Ну ничего не выйдет. Актера нет, играть некому».

А зори здесь тихие...

Настоящий успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие…» в журнале Юность в 1969 году. А в 1972 году это произведение экранизировали.

-2

Фильм «А зори здесь тихие…» объездил с показами практически весь мир, и везде его принимали только положительно. Например, во время показа в какой-то глухой африканской деревне собралось много народа. Фильм показывали на белой простыне, которую нашли там же, у кого-то из зрителей. Все смотрели завороженно на экран и «болели за наших». То же самое было на фестивале в Венеции в 1972 году. Разбриллиантовый зал встал и долго аплодировал после просмотра этой картины.

Писатель никогда не видел в войне ни геройства, ни пафоса. Только слезы и боль.

"Самое красивое – женщины и лошади. О детях я вообще не говорю. И самое красивое умирает в войну, мучительно погибает. Поэтому не надо ее никогда хвалить", – говорил он.

В 1971 году по сценарию Васильева был снят культовый советский фильм «Офицеры».

Борис Львович создал более 30 литературных произведений, большая часть из которых была экранизирована и инсценирована в театре.

За свою долгую и плодотворную творческую деятельность писатель был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Орденом Дружбы народов, Государственной премией СССР, Премией Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, Премией им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество» и Премией «Ника».

Завтра была война…

Борис Васильев из того поколения, которое со школьных скамей ушло на фронт. Послевоенные подсчеты показали, что из всех них, в живых осталось только 3%.

В «Завтра была война…» есть заводила класса – Искра Полякова. Этого персонажа Васильев писал со своей жены.

Как говорил сам Борис Васильев: «Искра – выдуманное имя и Зоря – выдуманное имя. Только Искра Полякова, а Зоря Поляк. Это она  и ее характер. Властный и отзывчивый. Все вместе. Она командует парадом. И она всех утешает. Она играет первую роль, первую скрипку. Вот это Зоря…Это Зоренька».
Как говорил сам Борис Васильев: «Искра – выдуманное имя и Зоря – выдуманное имя. Только Искра Полякова, а Зоря Поляк. Это она и ее характер. Властный и отзывчивый. Все вместе. Она командует парадом. И она всех утешает. Она играет первую роль, первую скрипку. Вот это Зоря…Это Зоренька».

Не стреляйте белых лебедей…

Обычный человек – он самый главный на войне. Он делает всё. О таких людях и писал Васильев. В каждой его повести поражает живость героев, их искренность и правдивость.

В повести «Не стреляйте белых лебедей» Борис Львович представил этого же маленького человека в мирное время. Он прошел войну и помнит тех, кто погиб. Он им очень благодарен. Главный девиз его жизни – творить добро людям.

Васильев рассказывал как однажды поехал с друзьями отдыхать на природу. Как раз поспела голубика. Он пошел проверить созрела ли она на болоте. И вдруг увидел табличку с корявым текстом: «Товарищ, стой. Поспела голубика. Всю не бери. Тетеревам оставь. Им тоже нужно подкормиться». Писатель понял, что это его герой. Так появилось «Не стреляйте белых лебедей».

-4

«У Шаламова есть замечательное совершенно триединство для того, чтобы интеллигенции выжить в лагере: не лги, не бойся, не проси. Это девиз моих героев. Они ничего не просят, они у меня никогда не лгут. Вот таких людей я просто люблю. Они мне кажутся настоящими выразителями всего нашего народа, всей нашей истории. Народ – это не только тот, кто живет рядом с тобой. Это население. Народ – это тот, кто под тобой, тысячи твоих предков, миллионы твоих предков. И ты стоишь на их костях, ты растешь на их костях… на их мечтах, на их любви, на их ненависти и боли. Они для тебя отобрали самое лучшее, и ты никак не должен быть ниже их, ты должен быть выше их, потому что ты стоишь на их плечах!».

Борис Васильев скончался в марте 2013 года. Он пережил свою жену всего лишь на два месяца. Они прожили вместе без малого 70 лет.

Когда пара расписывалась, у двери ЗАГСа стояла нищенка. Пока они подписывали документы, она прыгала перед окном и крестила их. Васильев говорил: «Я думаю, что она крестила нас не зря. Хотя я и атеист в душе, но в эту чертовщину иногда верю».

-5