Найти тему
Винтаж М

Краткая история розе

Ранние годы: Древняя Греция и Массалия

Древняя Греция
Древняя Греция

Многие из первых зарегистрированных вин были розовыми, легкими напитками, приготовленными путем разбавления блендов из комбинированных белых и красных сортов винограда. В Древней Греции считалось цивилизованным разбавлять вино. Было широко распространено мнение, что чистое вино пьют только варвары — пьяницы, которые воевали и убивали. Спартанский царь Клеомен I, доведенный до безумия и в конце концов покончивший жизнь самоубийством в тюремной камере, даже утверждал, что употребление неразбавленного вина привело к его падению.

Во время сбора урожая рабочие давили красный и белый виноград ногами, держась за подвешенные веревки для равновесия. Затем сок помещали в пифои, большие керамические емкости, для ферментации, что приводило к окислительному процессу. Этот розовый сок был слегка танинным из-за контакта с кожурой, семенами и стеблями винограда, что совсем не похоже на сегодняшние розовые вина. В конце концов, греки и римляне научились разделять виноград по цвету, и так родились красные и в основном белые вина. Однако эти ранние образцы красного вина часто были дубильными и их было сложно пить. Некоторое время предпочтение отдавалось менее резким винам более светлого цвета. Розовое вино оставалось любимым напитком на протяжении веков.

В шестом веке до нашей эры фокейцы привезли виноградные лозы из Греции в Массалию (современный Марсель) на юге Франции. Вина, которые они производили, опять же были купажами белого и красного винограда. Естественно светлого цвета, эти приятные розовые вина вскоре захватили все Средиземноморье.

Когда позже римляне высадились в Провансе, они уже все слышали о розовых винах Массалии. Они взяли эти желанные вина и использовали свои торговые сети, чтобы сделать их популярными в Средиземноморье. В результате юг Франции и сегодня считается центром розового вина.

Розовое вино
Розовое вино

В Средние века ходили слухи, что Бордо создавал розовое вино фиолетового цвета. Вино получило прозвище «Кларет» (на латыни claritas означает «чистота») и вскоре вошло в моду во Франции. Когда Бордо попал под британское правление, вина Кларет стали новыми любимчиками в Англии. Писатель Сэмюэл Джонсон как-то сказал: «Тот, кто стремится стать серьезным любителем вина, должен пить кларет». До конца 1900-х англичане и их драгоценный Кларет были неразлучны.

В 19 веке французские туристы начали стекаться в такие места, как Лазурный Берег на юге Франции. После долгого дня, проведенного за игрой в петанк и купанием в море, они могли расслабиться с бокалом охлажденного розового вина. Внезапно эти простые местные вина стали символом гламура, отдыха и лета.

Для многих розовое также стало vin de soif, «вином для утоления жажды» — непритязательным вином, которое можно пить во время приготовления пищи или предлагать в качестве аперитива перед ужином. Многие родители даже давали его своим детям в качестве угощения. Жак Пепен, один из самых известных сегодня французских поваров, впервые попробовал розовое вино, когда ему было всего шесть или семь лет. «Это было прекрасно, — вспоминает он. - Мой отец начинал добавлять столовую ложку розового в стакан воды, просто чтобы немного изменить цвет и почувствовать, что это такое. Вы должны понимать, что тогда не было газировки или чего-то подобного. Была вода, а потом было вино. Вот и все».

Нисходящая спираль Розе

Розовое вино Lancers
Розовое вино Lancers

Имидж розового вина начал портиться с созданием двух брендов: Mateus и Lancers, полусухих розовых вин из Португалии. Mateus, созданный Фернандо ван Зеллером Гедесом, появился на рынке в конце 1943 года и мгновенно завоевал успех.

Примерно в то же время американский виноторговец по имени Генри Бехар отплыл в Португалию, чтобы посетить поместье Хосе Мария да Фонсека. Находясь там, он попробовал вино под названием Феска, которое было слегка сладковатым и розового цвета. Он нашел его весьма освежающим. В то время, наверное, так оно и было — он весь день дегустировал насыщенные столовые и крепленые вина! Вынужденный поделиться Faisca с миром, он привез вино в Соединенные Штаты, распространяя бренд, который вскоре стал иконой.

Mateus
Mateus

Поскольку имя Faisca считалось слишком близким к «фиаско» для американского рынка, Бехар вместо этого назвал его в честь своей любимой картины Веласкеса «Лас-Лансас». Приземистая керамическая бутылка вина выделяла его среди других вин на полках винных магазинов, и американцы не могли устоять. Но вскоре случилась беда. В керамической таре вино быстро окисляется. В конце концов, бутылка Lancers была заменена на толстое стекло, а затем на матовое. По сей день оно все еще довольно популярен в Центральной Европе просто потому, что большинство людей думают, что это ликер, а не вино. Оно также очень дешевое и очень сладкое – это сочетание, у которого остается много поклонников.

Постепенно люди начали воротить нос от качества Матеуша. Продажи упали. Чтобы возродить бренд, убедительные рекламные кампании с участием всех, от Джими Хендрикса до королевы Англии, были проведены по всей Великобритании и просочились по всему миру. Вино моментально вернулось в моду. После революции 1974 года, когда демократия вернулась в Португалию, Соединенные Штаты поспешили импортировать 20 миллионов ящиков Mateus rosé в надежде сохранить установившиеся отношения с брендом. Американцы не хотели терять свое розовое лекарство.

Mateus и Lancers изменили представление людей о розе. Они заставляли общественность думать, что все розовые вина недорогие и сладкие.

Будущее Розе

Будущее розового вина
Будущее розового вина

По мере того, как наше увлечение розовым напитком растет, растет и производство. По данным Экономической обсерватории розового вина, с 2002 по 2013 год производство розового вина во Франции увеличилось на 31%. Пьющие не отставали. Во Франции потребление почти утроилось с 1990 года. Америка была второй в мире, сразу после Франции, по потреблению розового вина.

Умные винодельни смотрят в будущее и сосредотачиваются на производстве наилучшего розового вина. Другие производители, тем не менее, используют другой подход, выпуская дешевые розе, чтобы удовлетворить спрос, надеясь, что потребители будут пить их ледяными и не заметят их недостатков.

Но надежда не потеряна. Винные профессионалы и потребители могут подтолкнуть рынок в правильном направлении, требуя хорошего вина вместо бездушных образцов. Ищите высококачественных производителей и радуйтесь тому, каким прекрасным может быть розовое вино.