Такой вопрос прислал однажды нам в журнал наш читатель – первоклассник Кирилл. Замечательно сформулировал! Мы в журнале ответили ему примерно следующее...
Несколько назад учёные-генетики совершили очень важное, можно сказать, ошеломительное открытие. (О нём бы надо было рассказать в заголовках новостных агрегаторов, но там, увы, места не было: всё занято сообщениями о том, какая актриса телесериалов с каким модным блогером поцеловалась). Так вот, генетикам удалось выделить ген BAZ1B. Что это за ген?
Ген BAZ1B сыграл очень важную роль в эволюционном развитии человека. Это ген-регулировщик: он регулирует работу других генов, ответственных за формирование нервной системы. Но что именно он регулирует?
Смотрите: когда ген BAZ1B чрезмерно активен, это приводит к возникновению так называемого синдрома "вечного ребёнка". Этот синдром выражается в том, что человек перестаёт расти, а его нервная система остаётся на уровне того возраста, в котором начался генетический сбой.
Значит, предназначение гена BAZ1B в том, чтобы делать человека более субтильным, более доверчивым… и вместе с тем – более дружелюбным и миролюбивым!
Знаете, у кого ещё, кроме человека, хорошо развит этот ген? У домашних животных! Особенно – у домашних лошадей и кошек. Но, заметьте, не у собак! Ведь собака, при всём её дружелюбии к человеку (хозяину), остаётся животным довольно агрессивным…
Вывод, который сделали учёные, на популярный язык можно перевести так: ген BAZ1B – это ген «одомашнивания». Он делает «диких» существ смирными и миролюбивыми.
А почему же это сенсация?
А вот почему. Повторяем: ген BAZ1B сыграл важную роль в естественном отборе, то есть в эволюции человека. То есть именно благодаря ему первобытный человек стал человеком современным. А это значит… что эволюционное развитие человека шло по пути усиления таких признаков, как физическая слабость, дружелюбие и бесконфликтность?!..
А ведь мы были уверены, что естественный отбор действует совершенно противоположным образом! Что выживают наиболее сильные и агрессивные, а слабые и доверчивые вымирают!..
(Ну разве что Сталкер у Стругацких был с этим не согласен: "Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Чёрствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит".)
Это удивительное открытие даёт ответ на вопрос, над которым уже долго бьются палеоантропологи: почему вымерли неандертальцы?
Когда-то давно считалось, что неандертальцы были предками кроманьонцев. Но потом выяснилось, что это два совершенно разных вида, существовавших одновременно. На протяжении тысяч лет неандертальцы и кроманьонцы не только сосуществовали, но и конкурировали, оспаривая друг у друга одни и те же территории! И, по логике, в этой борьбе видов должны были победить неандертальцы!
Во-первых, они были сильнее. Их кости были намного прочнее, а мускулатура развита несравнимо лучше, чем у кроманьонцев. Соотношение массы мышц к массе тела у неандертальца сравнимо с большими кошачьими (львы, тигры) и человекообразными обезьянами (гориллы, орангутаны).
Во-вторых, у неандертальцев были лучше развиты слух и зрение. Объём мозга неандертальца – больше, чем у современного человека! Но – за счёт височных долей мозга (отвечающих за слух) и затылочных долей (отвечающих за зрение).
Так почему же они уступили место кроманьонцам и вымерли, оставив в генах современного человека лишь незначительный след? Открытие генетиков отвечает на этот вопрос.
Почему кроманьонцы победили?
Лобные доли мозга были лучше развиты у кроманьонцев. А лобные доли отвечают за социальное поведение, то есть – за отношения с себе подобными.
Неандертальцы жили небольшими группами (семьями), как правило, не больше десяти человек. А в стойбищах кроманьонцев одновременно жили несколько десятков человек – несколько семей!
Получается, неандертальцы не умели «дружить семьями», а кроманьонцы умели. Неандертальцам приходилось конкурировать не только с кроманьонцами, но и друг с другом, а кроманьонцы друг другу, наоборот, помогали.
Взаимовыручка и понимание оказались способны на большее, чем индивидуальная сила и ловкость. Вот почему кроманьонцы победили более сильных и «приспособленных» неандертальцев.
Как это связано с геном BAZ1B?
Вспомним, что этот ген отвечает за дружелюбие и доверчивость. Поскольку кроманьонцы были дружелюбны и доверчивы, они образовывали большие группы, а в больших группах им требовались сложные социальные отношения. Чтобы обеспечивать эти сложные отношения, кроманьонцам приходилось развивать лобные доли мозга, то есть – мышление!
Задолго до открытия гена BAZ1B психологи косвенно подтвердили это с помощью ряда интересных экспериментов. В одном из них маленьким детям возраста от 8 до 16 месяцев показывали разные жизненные ситуации (в мультфильмах и разыгранные с помощью актёров). Реакцию малышей наблюдали с помощью приборов – замеряли продолжительность их сосредоточенного внимания.
Эксперимент показал, что ситуации, в которых кто-то большой и сильный забирает что-нибудь у маленького и слабого, задерживают внимание малышей на срок в полтора–два раза меньше, чем ситуации, в которых большой уступает маленькому и делится с ним. То есть эту ситуацию дети дольше обдумывали! А значит – развивали ум, учились.
В другом эксперименте взрослых людей ставили в неудобную позу: надо было, согнув ноги в коленях, упереться спиной в стену (как будто сидишь, но без стула). Уже через 10 секунд мышцы в такой позе начинают болеть от напряжения.
Одним испытуемым говорили, что за каждые 10 секунд терпения они лично будут получать 100 рублей. Другим говорили, что 100 рублей за каждые 10 секунд их терпения получит другой человек.
Результаты тех, кто терпел ради других, оказались выше, чем результаты тех, кто терпел ради себя! Они терпели дольше!
Вывод – дружелюбие способно умножать силы.
Коллективизм и цивилизация
Что такое коллективизм? Коллективизм – это потребность действовать сообща: помогать другим и знать, что другие тоже тебе помогут. То есть коллективизм – это ещё и доверие. Коллективизм – это способность объединять силы для выполнения трудной работы. Наконец, коллективизм – это умение жертвовать своими личными интересами ради интересов общего дела.
В ранней человеческой истории наибольших успехов достигали те цивилизации, в которых коллективизм был официальной идеологией, принимаемой и разделяемой всеми людьми. Древнегреческие Афины и Спарта; республиканский Древний Рим; монгольская Золотая Орда…
И все эти цивилизации прекращали своё существование, когда люди начинали богатеть и становиться жадными и недоверчивыми: на смену идеологии коллективизма приходила идеология индивидуализма – личного успеха...
"Долгое детство"
Одновременно с развитием мышления у кроманьонцев развивалось такое явление, как долгое детство. У животных детёныши становятся самостоятельными значительно быстрее, чем у человека. Почему?
Долгое детство – тоже особый механизм естественного отбора человека, связанный с работой гена BAZ1B, – помните про синдром «вечного ребёнка»? Человеческий детёныш дольше остаётся беспомощным и зависимым от взрослых, потому что ему нужно больше времени на обучение. Ведь он обучается таким вещам, которым животным обучаться не надо.
Когда кроманьонец получал ранение или состаривался и не мог больше выполнять своих основных обязанностей, сородичи-филантропы не убивали его, не изгонял и не "снимали с довольствия" (о чём мечтают авторы непрекращающихся "пенсионных реформ") – его назначали "учителем". Наставником детей племени.
Так образовались первые школы. Они – не только результат, но и инструмент эволюции человечества!
Конец ответа Кириллу. А теперь...
Случай из жизни
Теоретически в школах мы делаем то, что и должен делать человек, чтобы не вымереть подобно неандертальцам. Развиваем лобные доли мозга – раз. Совершенствуем навыки социальных отношений – два.
Другое дело, что практически это происходит мягко говоря не везде и не всегда. Например, когда мой сын пошёл в школу, в первый класс, у них там были сплошные конфликты, драки, скандалы. Учительница не справлялась с классом и постоянно жаловалась родителям; родители накручивали детей, а дети делали вывод: школа – зло, нас из-за неё ругают. Вот этот рисунок моего сына появился как раз вто время:
В конце концов, мы перевели его в другую школу. И там у него почти сразу случился конфликт с одноклассником. Назавтра, на "после уроков", была назначена драка. А у одноклассника в той же школе учился старший брат. (Для полноты картины: одноклассник был дагестанец.) Естественно, я нервничал и после уроков прогуливался ввиду школьного двора – "как бы не покалечили моего". И вдруг вижу: поединщики выходят из школы в обнимку! Оживлённо о чём-то договариваются (как потом оказалось, обменяться подписками в ютубе), жмут руки и мирно расходятся...
Оказалось, учительница каким-то образом узнала о конфликте и "провела работу". Сделала что должна. Что должна – и, главное, умеет... После нашей первой школы я это воспринял как чудо какое-то.
И тематика рисунков сына характерно изменилась:
(Слева и справа баобаб и адениум (бутылочное дерево) он их в горшках выращивает.)
То есть школа МОЖЕТ быть тем, чем она быть должна. "Удалёнка" на "цифре" не "спасет" детей от несправедливости и жестокости – она только откладывает встречу с несправедливостью и жестокостью на потом. А вот как себя вести, столкнувшись с несправедливостью и жестокостью, как вместо сломанного носа выйти из дверей с другом в обнимку – этому и ДОЛЖНА учить школа.
"Не работает"? Так и надо предпринимать усилия в этом направлении, а не на "цифру" миллиарды спускать (попутно половину воруя). Вот вам и вся "проблема буллинга". Школа должна лечить пороки общества. Всё внимание школе! Проснёмся ли мы в такой стране?
Ну, как поработаем, так и проснёмся... У меня всё.
* * *
О чём почитаем в следующий раз?
1. А давайте поговорим с детьми о подвиге, о смерти и о самопожертвовании?
За эту тему оставьте, пожалуйста, в комментариях цифру 1.
2. Почему люди не доверяют искусственному интеллекту? (Статья из "Лучика")
За эту тему, пожалуйста, голосуйте цифрой 2.
А это "Лучик" и его замечательные читатели. Присоединяйтесь к нашей дружной компании!
Можно подписаться на журнал на сайте Почты России
Или через через редакцию журнала
Или купить на Wildberries
Полистать старые журналы можно здесь
Справки по телефону 8 (495) 980-07-36