Найти тему
Рассеянный хореограф

Наследство. Рассказ

Савельевы были обычной семьёй москвичей в третьем поколении, предки которых после войны перебрались в столицу из-за Урала. 

 С тех пор они жили в Москве, практически позабыв о «малой родине», и почти ничего зная о своих тамошних родственниках. 

Лишь в Новый год и день Победы они традиционно получали поздравительные открытки от бездетной двоюродной бабушки – Екатерины Николаевны. Она жила в селе Ивантеевка где-то далеко за Уралом. 

Но история у семьи всё же была. И очень даже героическая. С ранних лет Олег Савельев знал, что его прадед был героем - красногвардейцем. 

А уже в начальных классах мама ему подсунула книгу, которую дед получил в подарок в зауральской библиотеке, когда поехал туда для изучения истории семьи. Прочёл Олег её быстро.

История была короткая. В ней повествовалось, как мальчик Григорий Савельев, потеряв отца и мать, сызмальства был вынужден батрачить на попа, получая за свой труд жалкие гроши. А когда подрос, стал читать революционные книги и листовки, а потом и распространять их. Спустя несколько месяцев он уже шёл с красным флагом во главе первомайской рабочей демонстрации, распевая «Интернационал». И, разумеется, на другой же день после этого был уволен. Потом он попал добровольцем в большевистский отряд. Этот отряд вступил в бой с белогвардейцами.

 Надо сказать, что автор книги описывал гибель отряда красногвардейцев настолько красочно и подробно, словно сам присутствовал при этом событии:

«..Со свистом проносились пули и гремели снаряды. Белогвардейцы в упор расстреливали отважных красных бойцов. С каждым разом их становилось всё меньше и меньше. Однако оставшиеся в живых тут же занимали место убитых собратьев.
— Товарищи! — из последних сил выкрикнул истекающий кровью комиссар, поднимая над головой пробитое пулями красное знамя. — Пусть мы погибнем! Но дело революции победит! Умрём, но не сдадимся врагам! «Это есть наш последний...»
— «...и решительный бой!» — подхватил песню прадед-герой, подхватывая бездыханное тело своего командира и выпавшее из его руки революционное знамя.

Правнуком такого героя было быть приятно. Во всех своих школьных сочинениях и устных докладах Олег упоминал героическое прошлое своего славного предка. А дед его вообще преподавал историю КПСС и эта семейная быль была в его лекциях неким эпитетом. 

Только в последние свои годы, когда внук просил её в десятый раз пересказать, дед, почему-то, делать это отказывался. Махал рукой, замолкал и уходил в себя.

Сам Олег был ярым атеистом, как и все в его семье. Раз так сложилось, что такой герой в предках, странно было бы быть верующим. И когда он узнал, что его новый сокурсник, с которым завязывались дружба – сын священнослужителя, он сразу все отношения с ним прекратил. Ещё чего – он, потомок красного героя, будет дружить с поповским сынком!

В последнее время что-то не ладилось в его жизни. Дети были уже студенты, согласия с ними не было, постоянно не хватало денег, жена ходила грустная и озабоченная, а Олег весь на нервах. Он без конца ругался с начальством на работе из-за премиальных, ссорился с женой, детьми и соседями. Был зол на весь мир.

И вот, в один обычный суетный день, Олег получил от своей двоюродной бабушки не привычную поздравительную открытку, а письмо. Это уже само по себе было странным: никогда прежде Екатерина Николаевна не писала ему писем. Однако, когда он принялся читать загадочное послание, то удивился ещё больше. Старуха настоятельно просила Олега приехать к ней. Причём, чем быстрее, тем лучше. По словам родственницы, она была неизлечимо больна, и перед смертью хотела бы повидать своего двоюродного внука и наследника. И передать ему все то ценное, что у неё есть.

Отказаться от заманчивой перспективы получить бабкино наследство мог только последний дурак. А Олег Савельев считал себя человеком практичным. Вдобавок, как раз намечался отпуск. 

Он всего лишь потеряет немного времени — вряд ли тяжелобольная старуха заживётся слишком долго. 

Зато взамен, всего скорей, он получит дом, который наверняка можно выгодно продать. А может ему достанутся и какие-нибудь ценности, недаром же она о них упоминает в письме. Наконец он утрёт нос всем зазнайкам, хоть немного будет богаче прочих. Пришёл его час.

Надо съездить. Как говорится — выгода прежде всего!

Он глянул на карту, потому что смутно представлял даже направление. Бабкин поселок был не так уж далеко от районного центра, куда Олег и приобрёл железнодорожные билеты.

Поезд нёс его в неизвестном направлении. Олег надеялся на то, что вернётся он более обеспеченным, чем нынче.

В районном центре пришлось ждать транспорта пять часов. От безделья Олег зашёл в местный краеведческий музей. 

Он помнил, что именно здесь дед когда-то и приобрёл книгу о предке-герое красногвардейце. Он оказался единственным посетителем. 

– Вам экскурсию провести? – к нему подошла пожилая работница музея.

– Нет. Мне бы материалы о Савельеве, вашем герое. 

Работница как-то погрустнела. 

– А эти материала из музея убраны. Там все очень неоднозначно оказалось. А вы кто будете?

– А я как раз правнук героя, – гордо ответил Олег.

– Да? Конечно, можно поднять материалы, но я должна этот вопрос согласовывать с администрацией, – как-то заволновалась женщина.

Олег зашёл сюда просто так, чтоб скоротать время. И никакого желания поднимать какие-то там материалы у него не было. Того, что знал он о своём героическом предке, ему было вполне достаточно. Он отказался от предложения дамы и ушёл.

Время какое-то странное, – рассуждал он про себя, – Опровергают, пересматривают, изымают....Начали восстанавливать церкви, внушать людям эту ахинею. Вот раньше было всё просто: строим коммунистическое общество. Сейчас же намешали в головах ерунды, и сами разобраться не могут! 

Выйдя из старого дребезжащего автобуса, Олег растерянно осмотрелся вокруг. Потому что совершенно не представлял, куда идти дальше. В письме указана улица Садовая. 

— А где тут у вас улица Садовая? — окликнул он женщину, вышедшую вместе с ним из автобуса.

Та внимательно посмотрела на него.

— А Вы к кому приехали? — осведомилась она.

— Мне надо на Садовую, дом три, — нехотя ответил правнук героя.

Деревенское любопытство его раздражало. Какое ей дело, к кому?

— Так Вы к Екатерине Николаевне? — догадалась незнакомка, и её круглое лицо подёрнулось грустью, — Плоха она совсем. Пойдёмте, я отведу Вас. 

Олег не ожидал, но согласился.

— Видите ли, тетя Катя рассказывала мне о Вас. — пояснила женщина, похоже, догадавшись, о чем сейчас думает Олег. — Она Вас ждёт очень, а я медсестра и соседка, ухаживаю за ней. Вашу бабушку любят тут все.

Вишь ты, бабка тут обросла кучей знакомых. Зачем ей тогда родственник? Поди уж и дом кому-нибудь отписала. Олег заволновался. Может зря и ехал на такую даль?

– Меня Светлана зовут, – сказала женщина.

– Олег, – буркнул он, заводить тут знакомства в его планы не входило.

Дом двоюродной бабки оказался очень даже добротным. Олег даже не ожидал. 

Такой дом и впрямь мог стоить немалых денег. 

Первое, что узрел Олег Савельев, переступив порог, был образ Богородицы, висевший в углу кухни справа от входа.

Надо сказать, что до сего дня правнук героя видел подобное лишь, смотря по телевизору какой-нибудь фильм про русскую старину. А вот наяву — впервые. Поскольку ни в их доме, ни в домах у его друзей, таких же деловых и практичных людей, как он сам, икон не водилось. Да и откуда им было взяться, если его покойный отец был также далёк от веры в Бога, как земля далека от неба! Подстать ему была и мать Олега.

А его дедушка, сын героя и младший брат хозяйки дома Екатерины Николаевны, по рассказам родителей, являлся убежденным и даже воинствующим атеистом.

Так что, если у них в доме иногда и упоминали о Боге, то исключительно как о некоем существе, вымышленном нашими темными и невежественными предками.  

Неудивительно, что сейчас при виде иконы правнук героя прежде всего задался вопросом: сколько же она может стоить? Икона была старинная, было видно сразу.

Больная Екатерина Николаевна было поднялась навстречу Олегу, но Светлана её уложила. Бабка раскрыла руки и Олег вынужденно наклонился, чтоб она его обняла. Было непонятно и неприятно. Зачем ему это? Бабка что-то бормотала о том, что она его ждала, что наконец-то, что рада видеть ...

Олег все больше сомневался в эффективности своего приезда сюда. Навряд ли ему тут что перепадёт. Одни хлопоты! ....

Продолжение читайте с удовольствием.

#рассказ #рассеянные рассказы #история России #семья #семейнаяистория #наследство #вера

Напомню, что очень жду новых подписчиков, читателей, делитесь рассказами в соцсетях, если они понравились. Буду очень Вам благодарна.

Мои рассказы ещё можете прочесть в этих подборках:

Рассеянные рассказы и

Рассеянные рассказы - 2