Найти тему
Психолог Марина Володина

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Ни для кого не секрет, что ум, знания и хорошее образование не всегда дают человеку возможность достичь успеха как в карьере, так и в личной жизни. Всем известны примеры, когда троечники, не обладающие особыми способностями, но умеющие общаться, понимать людей и использовать ситуацию, стали известными, обеспеченными, успешными. Умение понимать своё и чужое эмоциональное состояние, не терять обладание в стрессовой ситуации и использовать интуицию – сильные стороны и значительный ресурс в достижении жизненного успеха. Все эти способности относятся к эмоциональному интеллекту.

Психолог Дэниел Гоулман считал, что «у нас два ума: один думает, другой чувствует». Он выделял такие важнейшие компоненты эмоционального интеллекта, как самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки общения. Что интересно: эмоциональный интеллект можно развивать всю жизнь. В детстве это важно, так как формирует самодостаточную и социально адаптированную личность. Взрослым развитие эмоционального интеллекта помогает осознанно принимать решения, разрешать проблемы, управлять своими эмоциями, целенаправленно выстраивать общение.

Существуют специальные упражнения для развития EQ, которые подходят как детям, так и взрослым:

  • Карта эмоций. Опишите различные эмоции (их список можно найти в интернете): как и когда они возникают, как проявляются, какие ощущения в теле вызывают. Нарисуйте эмоции, изобразите их, выразите голосом. Придумайте рассказ или сказку, найдите героя мультфильма или фильма, который ярко демонстрирует определённые эмоции.
  • Говорим о чувствах. Обсуждая фильм, книгу или жизненную ситуацию, опишите, какие эмоции и чувства у вас возникают. Разговаривайте, проявляя эмоции. Если вы видите, что ребёнку (или взрослому) трудно дифференцировать эмоции, подскажите ему: «Мне кажется, что ты сейчас чувствуешь обиду (злость, отчаянье…)». Говорите об эмоциях и чувствах, которые появились в результате ваших или чужих поступков. «Я чувствую гордость от того, что смогла решить эту проблему», «Из-за твоих слов я расстроилась. Но потом поняла, что ты заботишься обо мне, и почувствовала благодарность за это».
  • Проявляйте эмоции. Не запрещайте себе (и ребёнку) проявлять эмоции, но учитесь сами и учите детей правильно и безопасно их проявлять. Интересуйтесь эмоциональным состоянием близких и друзей, не проходите мимо тех, кому плохо.
  • Дневник эмоций. Записывайте свои впечатления от прошедшего дня. Это не только развивает интеллект, но и помогает сохранить приятные воспоминания (или сделать выводы из неудач), «ловить мгновения».
  • Анализ эмоциональных установок. Перечитывая свой дневник, можно выделить типичные реакции и привычные установки, а затем проанализировать, как они влияют на вашу жизнь. «Меня раздражают люди, потому что им не до меня», «Я – интересный человек, поэтому все меня замечают, я всем нравлюсь» - разные установки, разная реакция и разное поведение. Если установка не приносит положительного результата, её нужно менять.
  • Контроль над эмоциями. Изучайте способы саморегуляции, коррекции эмоционального состояния. Это может быть дыхательная гимнастика, медитация, физические упражнения, релаксация, музыка, творчество. Иногда помогает вовремя остановить поток эмоций такое простое действие, как «самообъятие» (обхватить себя руками за плечи) или щелчок резинкой, надетой на запястье. У кого-то есть оберег (бабушкино кольцо или подаренная любимым человеком игрушка), успокаивающая картинка на рабочем столе или детская считалочка, которую можно повторять в минуты тревоги.

Эмоциональный интеллект не даётся в момент рождения и не появляется сам собой. Его нужно развивать и тренировать. «Мы строим свой эмоциональный интеллект всю жизнь – иногда он называется зрелостью» (Д. Гоулман). Обладатель развитого эмоционального интеллекта реально оценивает ситуацию и свои возможности, предвидит конфликты и умеет их предотвращать. Он независим, самодостаточен и успешен. Вы хотите быть таким? Значит, начинайте прямо сейчас!

Подумайте: какие эмоции вызвала у вас эта статья? Почему? К каким действиям вас подталкивает ваше эмоциональное состояние? Для начала прочитайте полезную литературу: Дэниела Гоулмана, Пола Экмана или Викторию Шиманскую.