Найти тему
ВТБ Страна

Что такое фовизм и почему без него немыслимо современное искусство

Оглавление

Рассказываем, откуда фовисты получили свое имя, чем знамениты Анри Матисс и Андре Дерен, кем вдохновлялись художники течения и на кого они сами повлияли.

Как появился фовизм?

Андре Дерен. «Мост Чаринг-Кросс», 1906 год, Музей Орсе, Париж
Андре Дерен. «Мост Чаринг-Кросс», 1906 год, Музей Орсе, Париж

Фовизм — это течение в живописи начала 20 века. Одни историки искусства говорят, что он — часть французского постимпрессионизма. Другие считают, что фовизм — это авангард. А третьи относят его к модернизму.

Началом фовизма считается выставка Осеннего салона в 1905 году в Париже. На ней представили свои нестандартные работы Андре Дерен, Анри Матисс и Морис де Вламинк. Их картины поразили зрителей слишком яркими цветами, экспрессией, энергетикой. Луи Воксель, художественный критик, назвал эти полотна «оргией цветов», а тех, кто их написал, — «дикими зверями»fauves [fov]. Так и появилось слово fauvisme — фовизм.

Фовисты сразу получили признание?

Анри Матисс. «Мастерская художника»(«Розовая мастерская»), 1911 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
Анри Матисс. «Мастерская художника»(«Розовая мастерская»), 1911 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

Не сразу. Публика считала их картины слишком авангардистскими и не была к ним благосклонна. Тем не менее многие из фовистов стали коммерчески успешными. После Осеннего салона их картины кочевали по выставкам, были даже в Салоне Независимых, где для них выделили отдельную комнату. А называли ее «логовом диких зверей».

Постепенно к Матиссу, Дерену и Вламинку присоединились и другие художники. Фовисты вместе путешествовали, работали в разных студиях и обменивались идеями.

Какие художественные идеи они продвигали?

Андре Дерен. «Танец», 1906 год, частная коллекция
Андре Дерен. «Танец», 1906 год, частная коллекция

Фовисты отделили цвет от его описательной функции и разрешили ему существовать на холсте самому по себе. Цвет мог выражать определенное настроение или быть основой какой-то структуры, но он не обязательно должен был соответствовать действительности. То есть оранжевое небо или синее лицо на картине фовиста — это нормально.

Еще одна важная идея фовизма — личное высказывание художника. Переживания и эмоции автора были важнее, чем сюжет или академическая правильность картины. Фовисты писали, чтобы выразить чувства или рассказать свою историю.

Интересно. А кто был самым-самым фовистом?

Лидером течения был Анри Матисс. Считается, что фовизм начался с его картины «Роскошь, покой и наслаждение». Вот она:

Анри Матисс. «Роскошь, покой и наслаждение», 1904 год, Музей Орсе, Париж
Анри Матисс. «Роскошь, покой и наслаждение», 1904 год, Музей Орсе, Париж

Этой картиной Анри задал новый стандарт живописи. Он упростил и обобщил формы предметов и персонажей, отказался от линейной перспективы и отвел главную роль на полотне цветовому пятну.

Анри Матисса очень любили русские коллекционеры. Московский купец Сергей Щукин в 1906 году побывал в парижской мастерской художника и был в восторге от его работ. Щукин заказал у Анри три декоративных панно для своего особняка. Два из них — «Музыка» и «Танец» — сегодня находятся в Эрмитаже. А третье панно «Купание, или Медитация» осталось только в виде набросков.

Иван Морозов тоже любил творчество Матисса. Он купил 11 его картин, при этом часть из них были ранними работами. А портрет мецената кисти Серова написан на фоне «Фруктов и бронзы» Матисса. Это подчеркивает, как сильно Иван любил его творчество. Также Морозов купил «Марокканский триптих», показав публике другую сторону Матисса: отстраненную, холодную, глубокую. Сейчас работы Матисса из морозовского собрания можно увидеть на выставке Пушкинского музея «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», которая проходит при поддержке банка ВТБ.

Еще один известный фовист — Андре Дерен. Вот его картина «Просушка парусов», которая выставлялась в Осеннем салоне в 1905 году:

Андре Дерен. «Просушка парусов», 1905 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
Андре Дерен. «Просушка парусов», 1905 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

На некоторых участках картины мазки располагаются далеко друг от друга, и мы можем увидеть холст. Он воспринимается как ослепительный свет солнца. То есть Андре не рисовал солнечные лучи и блики, а мы их видим.

Морис де Вламинк — тоже известный фовист. Вот одна из его картин:

Морис де Вламинк, «Баржи на Сене», 1905–1906 годы, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
Морис де Вламинк, «Баржи на Сене», 1905–1906 годы, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

Морис написал ее, вдохновившись творчеством постимпрессионистов Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Вообще, все фовисты любили их. Это видно в способе нанесения красок на холст, контурах, характере полотен.

Фовистами также были Жорж Брак, который впоследствии вместе с Пикассо положил начало кубизму, Рауль Дюфи, Анри Шарль Манген и другие художники.

Долго ли фовизм был популярен?

Анри Шарль Манген. «Дом Синьяка „Цикады“, Сен-Тропе», 1904 год, частная коллекция
Анри Шарль Манген. «Дом Синьяка „Цикады“, Сен-Тропе», 1904 год, частная коллекция

В 1908 году фовизм перестал развиваться. Тем не менее часть авторов продолжала писать в этом стиле.

Несмотря на непродолжительное существование, фовизм оказал огромное влияние на развитие искусства. Методы фовизма помогли сформироваться таким направлениям, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, ар-деко, абстрактная живопись. Фовизм считается одним из самых влиятельных течений живописи 20 века.

Как отличить картину фовиста от других?

Есть несколько ярких черт:

  • нереальные цвета;
  • упрощенные формы;
  • нарушенные принципы линейной перспективы;
  • широкие и будто случайные мазки.

Угадаете, где фовизм? ⤵️

Какие книги про фовизм можно почитать?

Жорж Брак. «Оливковое дерево близ Эстака», 1906 год
Жорж Брак. «Оливковое дерево близ Эстака», 1906 год

Рекомендуем обратить внимание на эти работы:

  • Елизавета Минаева. «Морис де Вламинк». О жизни и творчестве Вламинка.
  • Дарья Перова. «Великие художники. Альбом 45. Матисс». Об Анри Матиссе, видах искусства, в которых он развивался, о техниках, в которых работал.
  • Елена Мурина. «Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопримитивизм». О возникновении фовизма и его основных идеях. А также о других жанрах, появившихся примерно в то же время.
  • Жан Лемари. «Фовизм». О фовизме с точки зрения искусствоведа и эксперта современной живописи.

Фовизм недолго царствовал в мире живописи, но именно он дал толчок к появлению новых течений и раскрытию потенциала неклассических художников. Современное искусство не было бы таким, каким мы его знаем, если бы не фовисты и их свежие идеи. Спасибо им за страсть к экспериментам!