Найти в Дзене
TechInsider

Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы

Вы замечали, что сцепные устройства, за которые цепляют тележку к легковой машине или внедорожнику, завершаются шаром диаметром около пяти сантиметров? Возможно, его назначение вызывало у вас любопытство.

    Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы
Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы

Эти движения очень разнообразны. Вы проезжаете левый поворот – сцепка тоже изгибается влево. Правый поворот – вправо. Проезжаете горку – сцепка перегибается вверх. Впадину – вниз. Наехали на кочку одним бортом – наклоняется сначала автомобиль, потом прицеп.

Поэтому дышло (балка на передней части прицепа, за которую его крепят) и фаркоп (то самое сцепное устройство) должны оставаться сцепленными и работать под разными углами. Сцепная головка, узел на конце дышла прицепа - надевается на шар фаркопа и скользит по нему, поэтому может поворачиваться в широком диапазоне. При этом автомобиль и прицеп остаются надёжно сцепленными.

Похожим образом работают суставы живых существ. Одна кость заканчивается хрящевым шаром, вторая – сумкой из хрящей и сухожилий, и шар может крутиться в этой сумке. А чтобы он крутился только в нужном направлении, его движения ограничивают связки из сухожилий.

   По тому же принципу работают большинство суставов.Photo by Lucaxx Freire on Unsplash
По тому же принципу работают большинство суставов.Photo by Lucaxx Freire on Unsplash

И в технике фаркоп – не единственное устройство, где работает этот принцип. В том же автомобиле так устроены шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) – устройство, сделавшее возможным передний привод на автомобилях.