• Эффект Зейгарник
Искажение, при котором человек запоминает незавершенное дело лучше, чем уже выполненное.
К сожалению, человеческий мозг устроен так, что негативное мы выдвигаем на первый план, а позитив, конечно, помним, однако не акцентируем на нем основное внимание. В случае с эффектом Зейгарник незаконченная задача – негативный факт. Соответственно, она сосредотачивает на себе все внимание и заставляет человека относиться к ней как к проблеме. Возникает ощущение, что выполненной работы словно и не бывало, а незавершенное дело не выходит из головы и не дает возможности эмоционально расслабиться.
Как бороться?
Вести перечень осуществленных задач, чтобы периодически напоминать себе о достигнутом и не забывать о том, какие старания были приложены для выполнения прошлой работы.
• Тахипсихия
Это эффект искажения времени, выражающийся в разном восприятии времени каждым человеком.
Тахипсихия доказывает, что ощущение длительности происходящего субъективно и зависит от многих факторов. Для одного человека продолжительность какой-либо ситуации может пролететь незаметно, а для второго - казаться вечностью.
Почти в каждой работе временной отрезок деятельности имеет значимость, поэтому данное искажение может отрицательно влиять на трудоспособность и приводить к невыполнению задач в срок.
Как бороться?
Стараться следить за временем, при надобности ставить напоминания и будильники.
• Закон тривиальности (эффект велосипедного сарая)
Искажение, при котором человек ставит в приоритет выполнение более легких задач.
Часто встречающаяся проблема среди рекрутеров. Сотрудник отдает предпочтение тривиальным вопросам, избегая осуществления тягостной работы, при этом ища своим действиям какое-либо объяснение. Стоит помнить, что откладывание сложных задач на другое время не избавляет рекрутера от обязанности к их выполнению, а причины, по которым трудная работа кажется невыполнимой, чаще всего легко решаемы.
Как бороться?
Лучше уступать первенство более сложным задачам, а после приступать к воплощению простой работы.
• Эффект плацебо
Если человек верит в то, что его действия помогут достичь результата, то с наибольшей вероятностью он будет достигнут.
Несмотря на положительную особенность этого эффекта, следует понимать, что он может действовать и в обратную сторону. То есть если при выполнении чего-либо человек не верит в свои силы, скорее всего, конечная цель достигнута не будет.
Как бороться?
Пользоваться исключительно положительной стороной эффекта плацебо, изначально быть уверенным в успешном результате.
• Эффект однородности чужой группы
Искажение, которое заключается в восприятии представителей чужой группы более похожими друг на друга, нежели в своей.
К примеру, рекрутеры нередко считают, что все IT-специалисты обладают схожими качествами и чертами характера. И в то же время своих коллег, рекрутеров, они воспринимают как кардинально отличающихся друг от друга личностей.
Как бороться?
В том случае, если рекрутер уверен в наличии какого-либо свойства у всех специалистов определенной группы, разговаривать с кандидатом, являющимся членом этой группы, лишь удостоверившись в наличии этой характеристики именно у него. Стоит избегать совершенияпреждевременных выводов и помнить о том, что все люди разные.
• Эффект авторитета
Характеризуется тем, что человек полагается на авторитетов и находится под их влиянием.
Данное искажение может повлиять на человека как в худшую, так и в лучшую сторону. Мнение об авторитете однажды может оказаться ошибочным, и после того доверие пропадет не только к нему, но и к другим людям. Следует учитывать, что доверие к окружающим – не всегда гарантия благополучной жизни, однако отсутствие авторитетов тоже может негативно сказаться на дальнейших действиях.
Как бороться?
Выбрать для себя авторитетов и позволить им оступиться, понять, что они имеют право на ошибку, а со временем убедиться, способно ли следование этим людям привести вас к лучшему.
Статьи по теме: Когнитивные искажения в рекрутинге. Часть 4
Ставьте 👍 и подписывайтесь. Дальше ещё интереснее!
Мы Telegram
Мы в Vk
#когнитивные искажения #рекрутер #собеседование #рекрутинг #психология #психология общения #психология отношений #hr #рекрутинговое агентство #кадровое агентство