Найти тему

Когнитивные искажения в рекрутинге. Часть 4

  • Эффект IKEA

Распространенное когнитивное искажение, характеризующееся тем, что человек придает очень большое значение энергозатратным действиям.

-2

С рекрутерами часто происходит так, что, найдя кандидата и долгое время работая с ним, кажется, будто он идеален. При этом кандидат, работа с которым была менее энергозатратной, отходит на второй план. И каково разочарование рекрутера в тот момент, когда кажущемуся идеальным кандидату, на которого было израсходовано большое количество сил, отказывает заказчик!

Как бороться?

Не связывать приложенные усилия в своей работе с профессиональными или личными качествами человека, не придавать своим действиям большого значения. Помнить о том, что мнение рекрутера и заказчика не всегда может быть схожим, и это нормально.

• Иллюзия кластеризации

Склонность человека находить закономерности в случайных событиях.

К примеру, рекрутер неоднократно рекомендует клиенту кандидатов, а тот отказывает каждому из них по определенным причинам. В таком случае у рекрутера начинают зарождаться мысли о том, что заказчик предвзят и необоснованно отвергает предложенных людей, о клиенте автоматически формируется негативное мнение. При этом рекрутер не думает о том, что причины, по которым кандидату было отказано, могут быть вескими.

Как бороться?

Принимать произошедшее как данность, не зацикливаться на случившемся и не строить на нем каких-либо теорий.

• Эффект свидетеля

Чем больше в ситуации действующих лиц, тем меньше вероятность того, что исход событий будет положительным.

Данный эффект вовсе не означает, что любая групповая работа приведет к краху. Особенность коллективной деятельности заключается в том, что один из участников группы должен стоять во главе и руководить процессом. Присутствие лидера, конечно, не всегда гарантирует отличный результат, однако точно поможет другим участникам определить модель поведения в ситуации и действовать организованно.

Как бороться?

В коллективной работе изначально выбирать человека, который будет являться главным и будет решать, как действовать.

• Внушаемость

Искажение, при котором верно поставленный вопрос порождает в собеседнике неправильные воспоминания, (не то, что было на самом деле).

Нередко кандидаты общаются с рекрутером таким образом, что после разговора у рекрутера формируется комплекс неполноценности. Кажется, будто он недостаточно разбирается в своей сфере и мало продвинут.

Как бороться?

После разговора, при котором ваши взгляды на что-либо поменялись, следует анализировать, произошло это из-за давления со стороны другого человека или вы действительно с этим согласны.

• Эффект Бенджамина Франклина

Искажение, характеризующееся тем, что человек, совершивший какой-либо поступок для другого человека, с большей вероятностью повторно поможет этому человеку, нежели если бы тот помогему.

Важно понимать, что эффект Франклина может действовать и в обратную сторону. Происходит так, что во время оказания услуги для кого-либочеловек подсознательно чувствует себя нужным и полезным. Именно поэтому, когда мы делаем кому-то добро, мы наверняка захотим помочь ему же во второй раз.

Как бороться?

Не забывать о том, что данный эффект может действовать против нас.

• Криптомнезия и парамнезия

Криптомнезия – принятие прошедших или происходящих в реальности событий за воображение.

Данное искажение встречается нечасто и в большинстве случаев является непостоянным. 

Парамнезия – обратное криптомнезии; принятие воображения за реальность.

Встречается намного чаще, чем криптомнезия и характеризуется наличием ложных или искаженных воспоминаний.

Как бороться?

Стараться фиксировать важные моменты, связанные с достижением целей, желательно на чем-либо материальном, чтобы не попасть под влияние упомянутых искажений в последующем.

Читать также Когнитивные искажения. Меняем шаблоны поведения, заложенные в нас

Читать также Когнитивные искажения в рекрутинге. Часть 1

Читать также Когнитивные искажени в рекрутинге. Часть 2

Читать также Когнитивные исступления в рекрутинге. Часть 3

Ставьте ❤️ и подписывайтесь. Дальше ещё интереснее!

Telegram

Vk

ichar.ru

#когнитивные искажения #рекрутер #собеседование #рекрутинг #работа #психология #психология общения #психология отношений #hr