- Эффект IKEA
Распространенное когнитивное искажение, характеризующееся тем, что человек придает очень большое значение энергозатратным действиям.
С рекрутерами часто происходит так, что, найдя кандидата и долгое время работая с ним, кажется, будто он идеален. При этом кандидат, работа с которым была менее энергозатратной, отходит на второй план. И каково разочарование рекрутера в тот момент, когда кажущемуся идеальным кандидату, на которого было израсходовано большое количество сил, отказывает заказчик!
Как бороться?
Не связывать приложенные усилия в своей работе с профессиональными или личными качествами человека, не придавать своим действиям большого значения. Помнить о том, что мнение рекрутера и заказчика не всегда может быть схожим, и это нормально.
• Иллюзия кластеризации
Склонность человека находить закономерности в случайных событиях.
К примеру, рекрутер неоднократно рекомендует клиенту кандидатов, а тот отказывает каждому из них по определенным причинам. В таком случае у рекрутера начинают зарождаться мысли о том, что заказчик предвзят и необоснованно отвергает предложенных людей, о клиенте автоматически формируется негативное мнение. При этом рекрутер не думает о том, что причины, по которым кандидату было отказано, могут быть вескими.
Как бороться?
Принимать произошедшее как данность, не зацикливаться на случившемся и не строить на нем каких-либо теорий.
• Эффект свидетеля
Чем больше в ситуации действующих лиц, тем меньше вероятность того, что исход событий будет положительным.
Данный эффект вовсе не означает, что любая групповая работа приведет к краху. Особенность коллективной деятельности заключается в том, что один из участников группы должен стоять во главе и руководить процессом. Присутствие лидера, конечно, не всегда гарантирует отличный результат, однако точно поможет другим участникам определить модель поведения в ситуации и действовать организованно.
Как бороться?
В коллективной работе изначально выбирать человека, который будет являться главным и будет решать, как действовать.
• Внушаемость
Искажение, при котором верно поставленный вопрос порождает в собеседнике неправильные воспоминания, (не то, что было на самом деле).
Нередко кандидаты общаются с рекрутером таким образом, что после разговора у рекрутера формируется комплекс неполноценности. Кажется, будто он недостаточно разбирается в своей сфере и мало продвинут.
Как бороться?
После разговора, при котором ваши взгляды на что-либо поменялись, следует анализировать, произошло это из-за давления со стороны другого человека или вы действительно с этим согласны.
• Эффект Бенджамина Франклина
Искажение, характеризующееся тем, что человек, совершивший какой-либо поступок для другого человека, с большей вероятностью повторно поможет этому человеку, нежели если бы тот помогему.
Важно понимать, что эффект Франклина может действовать и в обратную сторону. Происходит так, что во время оказания услуги для кого-либочеловек подсознательно чувствует себя нужным и полезным. Именно поэтому, когда мы делаем кому-то добро, мы наверняка захотим помочь ему же во второй раз.
Как бороться?
Не забывать о том, что данный эффект может действовать против нас.
• Криптомнезия и парамнезия
Криптомнезия – принятие прошедших или происходящих в реальности событий за воображение.
Данное искажение встречается нечасто и в большинстве случаев является непостоянным.
Парамнезия – обратное криптомнезии; принятие воображения за реальность.
Встречается намного чаще, чем криптомнезия и характеризуется наличием ложных или искаженных воспоминаний.
Как бороться?
Стараться фиксировать важные моменты, связанные с достижением целей, желательно на чем-либо материальном, чтобы не попасть под влияние упомянутых искажений в последующем.
Читать также Когнитивные искажения. Меняем шаблоны поведения, заложенные в нас
Читать также Когнитивные искажения в рекрутинге. Часть 1
Читать также Когнитивные искажени в рекрутинге. Часть 2
Читать также Когнитивные исступления в рекрутинге. Часть 3
Ставьте ❤️ и подписывайтесь. Дальше ещё интереснее!
#когнитивные искажения #рекрутер #собеседование #рекрутинг #работа #психология #психология общения #психология отношений #hr