Найти тему
Мир кораблей

Как итальянские диверсанты толкали торпеду руками к британскому линкору?

Оглавление

Несмотря на стремление Муссолини и командования Реджиа Марина доминировать в Средиземном море, ситуация складывалась совершенно не в пользу итальянских ВМС. Базировавшиеся на базах в Гибралтаре и Александрии корабли британской Средиземноморской эскадры серьезно сковывали действия итальянского флота в регионе.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

К середине 1941 года ситуация была удручающей: Реджиа Марина потеряла три новых тяжёлых крейсера — «Зара, «Пола», «Фиуме» и линкор «Конте ди Кавур», а линкоры «Литторио» и «Кайо Дуилио» в ходе атаки на Таранто на полгода были выведены из строя. Это сильно сказалось на снабжении немецких и итальянских войск в Северной Африке — значительную часть конвоев с боеприпасами и продовольствием уничтожили британцы.

Итальянский линкор Littorio, поврежденный 11 ноября 1940 года в гавани Таранто в результате атаки британских палубных торпедоносцев
Итальянский линкор Littorio, поврежденный 11 ноября 1940 года в гавани Таранто в результате атаки британских палубных торпедоносцев

Одна субмарина — три команды

Чтобы исправить ситуацию и ослабить британскую эскадру, морской генштаб решил привлечь силы 10-й флотилии MAS, созданной весной 1941 года. Основная задача этого подразделения заключалась в диверсионных операциях. Для этого на вооружении 10-й флотилии состояли сверхмалые подводные лодки, самое современное на то время водолазное снаряжение, малые катера-брандеры и человекоуправляемые торпеды.

Человекоуправляемая торпеда Maiale (с итал. «свинья»)
Человекоуправляемая торпеда Maiale (с итал. «свинья»)

В качестве цели выбрали британскую военно-морскую базу в Александрии, где находились основные силы Средиземноморской эскадры. План операции GA3 базировался на использовании человекоуправляемых торпед SLC «Майяле». Такие торпеды применялись во время атаки гавани в Гибралтаре: тогда итальянским диверсантам удалось уничтожить два танкера и пароход прямо на рейде.

Подводная лодка «Шире», специально переоборудованная в носитель трёх управляемых торпед SLC, под командованием капитана Юнио Боргезе (будущего командира 10-й флотилии MAS) должна была доставить торпеды с экипажами в #район проведения операции, после чего боевые пловцы должны были провести торпеды под противолодочными сетями и поразить поставленные цели. Им надлежало уничтожить или нанести максимальные повреждения линейным кораблям «Куин Элизабет» и «Вэлиант», а также авианосцу.

Кильватерный строй линкоров HMS Valiant, HMS Queen Elizabeth и HMS Barham
Кильватерный строй линкоров HMS Valiant, HMS Queen Elizabeth и HMS Barham

Три команды — три заряда

Субмарина «Шире» вышла из Специи 3 декабря 1941 года с тремя торпедами SLC (№221, 222, 223) на борту. Чуть позже, с базы на острове Лерос, подлодка забрала шесть диверсантов, которые должны были управлять торпедами.

Подводная лодка Scirè — носитель человекоуправляемых торпед Maiale
Подводная лодка Scirè — носитель человекоуправляемых торпед Maiale

К Александрии «Шире» подошла ночью 19 декабря. Опустившись на глубину 15 метров, субмарина выпустила все три торпеды. На каждой из них было по два диверсанта. Запуск производился с дистанции в 13 кабельтовых. Акватория рейда была перекрыта противолодочным заграждением, но диверсанты дождались, когда заграждения раздвинут, чтобы выпустить три эскадренных миноносца, и в этот момент скрытно проникли в гавань.

Экипаж торпеды №221 в самом начале столкнулся с техническими трудностями, в результате чего диверсантам пришлось более 40 минут вручную толкать торпеду к своей цели — британскому линкору «Вэлиант». Причем на последнем отрезке это делал один человек, так как у его напарника возникли неполадки с кислородным оборудованием. Но несмотря на трудности, им удалось установить заряд под днищем линкора и всплыть. Однако их заметили, подняли на борт и арестовали.

Схема атаки итальянских диверсантов
Схема атаки итальянских диверсантов

У экипажа торпеды №222 все прошло штатно — они спокойно добрались до «Куин Элизабет», установили свой заряд, выбрались из гавани, а после переоделись в штатскую форму и проникли в город.

Третий экипаж не смог отыскать свою цель — авианосец. По данным авиаразведки, он должен был быть в гавани, но, скорее всего, разведчики ошиблись. Поэтому, потратив некоторое время на поиск авианосца, старший #группы решил закрепить заряд под наиболее подходящей целью — крупным танкером «Сагона», после чего диверсанты благополучно всплыли.

Три заряда — три взрыва

Все три заряда сработали штатно. Оба линкора получили очень серьёзные повреждения и легли на грунт, у танкера оторвало кормовую часть, а также взрывом сильно повредило стоявший рядом эсминец. Впоследствии линкоры подняли со дна, но «Вэлиант» смог вступить в строй только в августе 1942 года, а «Куин Элизабет» — в июне 1943 года.

Британский линкор HMS Queen Elizabeth во время ремонта в сухом доке порта Александрии
Британский линкор HMS Queen Elizabeth во время ремонта в сухом доке порта Александрии

Рейд в Александрию считается одной из самых удачных операций итальянских подводных диверсантов. Вывод из строя двух мощных кораблей ослабил британский средиземноморский флот и позволил Реджиа Марина перехватить инициативу. Адмирал Каннингхэм был вынужден сократить число оперативных групп по перехвату итальянских конвоев до минимума. Это позволило усилить снабжение итало-немецкой группировки в Северной Африке и активизировать наступательные действия на этом ТВД.

-9

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: