Кто помнит своё первое 1 сентября? Взволнованные родители, школьная линейка, астры в руках, запах первых учебников. И смутное осознание того, что правила игры изменились…
Школа — не моё!
“Школа, школа, я скучаю” — эта песня Алсу, как и десятки похожих на неё, никогда не была в моём плейлисте. Она меня не цепляла ни во время учёбы, ни после.
Люди часто вспоминают школьные годы с теплотой, как некое “прекрасное далёко”, и хотят вернуться в родные пенаты. У меня совсем другие ассоциации: школа была для меня адом. Местом стресса и суицидальных мыслей. И сегодня, в день Знаний, хочу поделиться с вами своей историей.
Бедность и хейт
Начну с самого начала. В школу я пошла в 1996-м году, практически в 8 лет. И красивого платья в тот день на мне не было.
Учились мы по развивающей программе Занкова, перепрыгнули из 3-го в 5-ый класс. И хоть я и была самой старшей в классе, со всеми ощущала себя ровесницей. Но по уровню жизни между многими из нас была пропасть. Большинство детей были из обеспеченных семей, а я — из небогатой. И это очень мягкий эпитет для описания нашего финансового состояния в те дни.
Нас у родителей четверо, и денег часто не было от слова совсем. Свою первую, купленную в магазине вещь, я надела в 5-ом (!) классе. До этого мама, которая работала швеёй, перешивала на меня чужие вещи. Или я донашивала одежду членов своей семьи. Да, были лихие 90-ые, но несмотря на ситуацию в стране, большинство моих одноклассников могли позволить себе многое. И не только джинсы “варёнки”.
И тогда, в начальных классах, я узнала, что такое буллинг. Мой внешний вид не давал покоя некоторым ребятам, и они стали меня задирать и гнобить. Тюкали, тыкали в меня обидными словами, а я не могла за себя постоять. В общем, в школу ходила через сопротивление. А многих одноклассников я откровенно побаивалась.
Как стать изгоем?
Рецепт прост: заболеть и прийти в 1-ый класс к середине осени. В первые школьные дни закладывается фундамент последующих 12-ти классов. Детки знакомятся, притираются друг к другу, выбирают, с кем делить одну парту.
Когда я выздоровела и зашла в класс, мне показалось, что мой поезд отстал где-то на полгода. Ребята уже сгруппировались по интересам, и им было не до меня. Что главное приглавное при знакомстве с новой социальной группой? Правильно, произвести хорошее впечатление. И я с этой задачей не справилась.
Было очень обидно: я тогда не была болезненным ребёнком. Простая случайность определила мою жизнь на долгие годы. Я не нашла ни своего места, ни единомышленников.
Возможно, всему виной была моя закомплексованность и неуверенность, но я так и не смогла выстроить гармоничные отношения с классом. Долгие 11-ть лет ощущала себя серой мышью: мне было сложно и общаться, и учиться.
Буллинг и одиночество
Вначале было легче, проще и веселее. Но я их плохо помню. Зато в память впечатались последние школьные годы. Но об этом позже.
В младших классах я часто жаловалась папе на несправедливое отношение ко мне. Помню, он ходил и разбирался с родителями обидчиков. Но с каждым годом одноклассники становились осознаннее, и оскорблений стало меньше.
На самом деле, ребята в моём классе были хорошие. Да, было несколько задир, которым постоянно хотелось кого-то задеть и унизить. Но такие кадры есть везде. И, всё же, я не смогла переварить эту ложку дёгтя в бочке мёда. Я так и не смогла встать на ноги и ассимилироваться. Предпочитала уединение и жизнь серой мышки.
Хотя у меня была одна подружка, с которой я продружила всю школу. Да и с соседом по парте я нормально общалась, но своей компании у меня не было. В последнем классе одноклассники пригласили меня погулять вместе с ними, но в силу своей забитости я отказалась.
В школе я боялась всего
И это не преувеличение. Я боялась любых публичных выступлений, в том числе выходить к доске. Когда учительница называла мою фамилию, меня охватывала паника, и я не могла произнести ни слова. Даже если я знала ответ на вопрос, говорила, что не подготовилась. Мне было проще получить двойку, чем пережить это состояние ступора, когда потеют ладошки, а слова застревают в горле.
В общем, мне было невероятно сложно находиться в классе. Я всегда ощущала давление. Сейчас понимаю, что во многом сама его и создавала. Хотя бы своим нежеланием найти общий язык с одноклассниками. Но ничего менять я тогда не собиралась и к психологу не ходила. Чтобы как-то раскрасить серое одиночество перемен, я придумала одну увлекательную игру. Но об этом в продолжении :-)
Кстати, а с чем у вас ассоциируется 1-ое сентября?