Помните такой анекдот? Немного неприличный, но мы "запикаем" точками. В общем, вождь краснокожих обращается к племени. "Ну, начинай с плохой", – вздыхают индейцы.
– Отныне мы будем есть г...но!
– У-у-у... А хорошая?
– Г...на у нас много!
Однажды юная читательница нас спросила: "Почему люди едят то, что вредно и зачем вообще называют это едой?" Мы задумались...
Как еда становится вредной? Например, так: чтобы она подольше не портилась, её обмазывают солью (или перцем), и от этого она – бац! – становится вредной.
Или сильно зажаривают, и опять – бац!..
А для чего делают так, чтобы еда не портилась? Для того, чтобы её можно было запасать. А запасть её приходится потому, что свежая может – раз! – и закончиться. Лучше уж есть "вредную" еду, чем никакой...
Так было в древности. А сегодня? Да точно так же!
Производство
Еды, в которой совсем нет ничего вредного, производится очень мало. И стоит она в два, в три, а иногда и в десять раз дороже обычной магазинной еды!
Почему? Потому что в производстве таких нисколечко не вредных продуктов не используют химические удобрения, а также гербициды и пестициды. А ухаживать за растениями без химикатов – дорого. Химикатами лётчик с самолёта за один час обработает больше растений, чем двести человек вручную за неделю. Обработка химикатами дешевле!
Или возьмём мясо. Чтобы животные быстрее набирали вес, им дают стимуляторы роста. Потом эти стимуляторы и лекарства с мясом попадают в организм человека и не очень хорошо отражаются на его здоровье.
В производстве "чистых" продуктов стимуляторы роста не используются. Но это значит, что "полезное" животное растёт дольше и успевает съесть больше корма (а он не бесплатный) и всё равно в конце концов будет весить меньше того, которому давали стимуляторы роста! Фермер произведёт мяса меньше, а затрат на его производство у него будет больше...
Вот поэтому люди и едят "вредную еду". Невозможно производить столько экологически чистых продуктов, чтобы их хватало на всех. Сейчас на Земле живёт примерно семь с половиной – восемь миллиардов человек. А прокормиться «по старинке», без удобрений, химической обработки и гормональных добавок, по расчётам экологов, могут только 500 миллионов. В 15 раз меньше!
Представьте, что мы ели бы всё только вкусное и полезное, но в пятнадцать раз меньше! То есть обедали бы примерно один раз в две недели!
Хранение и транспортировка
Продолжим. Любите ли вы персиковый, апельсиновый или томатный сок? Допустим, любите. А растут ли возле вашего дома персики, апельсины или помидоры?..
Прежде, чем продукты попадают на полки наших магазинов, им приходится много путешествовать. Далёкие перевозки и долгое хранение приводит к тому, что в продуктах распространяются бактерии. Чтобы продукты не портились, в них добавляют стабилизаторы и консерванты.
А чтобы не портился их вкус, и чтобы они хорошо выглядели, применяются вкусовые добавки, ароматизаторы и красители.
Впрочем, они используются во всех продуктах. Например, характерный вкус корочки белого хлеба можно придать любому продукту результат с помощью химического соединения, которое называется 2-ацетил-1-пирролин. А химическое соединение ментентиол, добавленное в простую воду, создаёт у нас во рту ощущение свежего грейпфрутового сока.
Если йогурт имеет вкус клубники – это ещё не значит, что в нём есть клубника; если растворимый суп имеет вкус куриного – это не значит, что он имеет какое-то отношение к курице. Вкус куриного мяса имитирует смесь из 12-ти соединений!
Обычная лимонная кислота, которая применяется очень во многих продуктах, изготавливается вовсе не из лимонного сока. На самом деле, это результат жизнедеятельности специально выращиваемых колоний бактерий и плесневых грибков. Именно поэтому подобные добавки называют «натуральными» или добавляют словечко «био».
Современный человек потребляет огромные количества этих пищевых добавок, около 20 кг в год. Но наш пищеварительный тракт не приспособлен природой для переработки этой химии. Её пожирают бактерии, которые сравнительно недавно были обнаружены в животе у людей. Эти бактерии, питающиеся химическими добавками, медленно разрушают оболочку стенок кишечника, что является причиной разнообразных заболеваний...
Если то, что вы успели прочесть, вас расстроило, приносим извинения и предлагаем поскорее эту гадость заесть. (Там русские щи.) А если готовы продолжать, продолжаем.
Монополизация
Генетически изменённые продукты более устойчивы к вредителям, дают лучший урожай, содержат больше полезных веществ, устойчивы к сорнякам и вредителям (а значит, им не нужно вредных гербицидов и пестицидов) и так далее.
Однако о том, как генетически изменённые продукты действуют на человека в долгосрочной перспективе, не знает пока никто. А тот, кто говорит, что знает, не учёный, а грантосос. Исследования проводятся на деньги фирм, которые сами же эти продукты и производят. Негативные результаты публиковать не разрешается.
Кроме этого, генную инженерию вовсю используют для захвата рынков и извлечения дополнительной прибыли. Например, семена изменённых растений не всходят. Вы не можете купить семена, вырастить из них огурец или тыкву, достать из них семена и посадить на следующий год – растение либо не взойдёт, либо не будет плодоносить. Всхожие семена надо покупать только у фирмы-производителя...
Это, кстати, приводит к исчезновению многих сортов овощей и злаков. Их в современном мире просто перестают выращивать! А концерны-производители получают контроль над мировым рынком продуктов питания и могут диктовать свои условия целым странам.
Ну что, в страшное время живём?
Да ничего подобного!
В XVI–XVII веках, когда на Земле жили приблизительно те самые 500 миллионов человек (помните, именно столько людей могут прокормиться без всякой "пищевой индустрии"), целые города вымирали от эпидемий чумы, холеры и оспы. Средняя продолжительность жизни была на целых 30 лет меньше! А голода без "пищевой индустрии" было больше.
Почему во Франции едят лягушачьи лапки и улиток? Сегодня это считается экзотикой, изысканными блюдами, развлечением для туристов… А ведь первыми начали это есть французские крестьяне в XVI–XVII веках – от голода!
Так что ещё неизвестно, когда было страшнее. Но и в те времена точно так же, как сейчас, дети играли, взрослые влюблялись, птички пели, облака плыли по бескрайнему небу, лошадь кушала овёс и сено, а человек – что придётся… И всё равно был счастлив!
P.S.
Эту историю (слегка по-другому) мы рассказали в журнале "Лучик" несколько лет назад. Сегодня в неё, конечно, надо добавить "насекомый белок". Так вот: хитин, содержащийся в насекомых (не только в жёстких надкрыльях жуков, как некоторые думают, в швабовских сверчках тоже), человеческим организмом не усваивается. Как скажется на людях его накопление в организме – вопрос пока не закрытый, но предчувствия у неангажированных учёных не особо хорошие.
Эта заметка выиграла во вчерашнем голосовании с большим перевесом, даже голоса считать не понадобилось. А что почитаем завтра? Предлагаем две "первосентябрьские" темы:
1. Почему раньше считалось, что девочкам в школу ходить не обязательно?
Без феминизма, голая наука. Голосуйте за эту тему цифрой 1.
2. Почему детям необходимы школы, а не цифровые образовательные платформы?
Без агитации, зато с генетикой. Голосуйте цифрой 2.
А это наш «Лучик» и его замечательные читатели. Присоединяйтесь к нашей компании!
Подпишитесь на журнал на сайте Почты России
Или через через редакцию журнала
Также можно купить журнал на Wildberries
Полистать журналы онлайн можно здесь
Справки по телефону 8 (495) 980-07-36