Найти в Дзене

TWI или ОРМ (обучение на рабочем месте). Часть 2.

Как мы ранее уже отметили, ключевой ролью системы «Обучение на рабочем месте» (ОРМ) является инструктор, от его компетенции и подготовки зависит эффективность процесса обучения.

В плане обучения наставник дает ученику три вида информации о работе в целом:

- предварительная информация о работе – необходима до или во время первого обучения операциям;
- рабочая информация – требуется для овладения принципами выполнения операций, т.е. это информация о всех операциях с подробной детализацией ключевых аспектов (техника безопасности, качество, требования к производительности). Рабочая информация – основа всего обучения (производственного инструктажа);
- дополнительная информация о работе – призвана поддерживать интерес к работе.

Обучение на рабочем месте проводится по СОП – стандартной операционной процедуре.

Схема рабочего процесса вытекает из СОП по данной операции и рекомендуется, как инструмент обеспечения качественной подготовки инструктора для проведения обучения по данной операции: определяет правильность выполняемой работы и содержит основные этапы рассматриваемой операции, ключевые аспекты и причины выделения данных ключевых аспектов.

Знание ключевых моментов и знание, как их быстро и легко распознать – возможно, наиболее важная единственная вещь в Производственном Инструктаже. Инструктору важно очень коротко, ярко и запоминающе сформулировать то, на что обязательно необходимо обратить внимание (ключевые моменты/аспекты), а также выбрать лучшее время для их предоставления ученику.

Например, ключевыми аспектами безопасности являются правильная поза при подъеме (прямая спина, согнутые колени); правильное положение рук для предотвращения травм; правильный захват инструмента позволяет избежать растяжения запястья; правильное обращение с опасными химическими соединениями; уровень и расположение клавиатуры и монитора при работе с компьютером и т.п.

Ключевыми аспектами качества можно назвать правильная ориентацию детали в зажимном приспособлении; правильное расположение группы деталей; правильное расстояние или интервал.

Для отработки навыков мастерства формулируют ответы на следующий вопрос: что еще может быть сделано после изучения основных операций для того, чтобы увеличить производительность, сократить потери ресурсов, повысить качество?

Автор: Преподаватель-консультант по Бережливому производству М. Докучаева