Найти тему

История телеграфа на железной дороге

В попытках создать устройство, которое передаёт сообщения на дальние расстояния, было придумано более 47 систем. Но реализованы были немногие из них.

Дворцовая телеграфная станция в Петергофе
Дворцовая телеграфная станция в Петергофе

Самым популярным был аппарат Морзе. Да, от него осталась не только азбука, но и механизм — первый удачный опыт прошёл 4 сентября 1837 года. Он состоял из двух главных частей: электромагнита и часового механизма с системой колёс, приводимых в движение гирей или пружиной. Часовой механизм был предназначен для продвижения телеграфной ленты.

Колёсико оставляло следы — тире и точки, в которых и был зашифрован текст. На железной дороге аппарат использовали, чтобы управлять движением поездов. Телеграфная лента по сути служила инструкцией для организации процессов на станциях.

-2

Аппарат Уитстона мог передавать (на момент создания) 2000 слов в час на расстоянии до 9 тысяч километров. Устройство было создано на основе азбуки Морзе, точки и тире по телеграфной ленте оно пробивало специальными "колотушками".

-3

Уже 5000 слов в час мог передавать аппарат Сименса. Для его создания были использованы технологии, схожие с телеграфами Морзе и Уитстона. Также применялся перфоратор и условный код, обозначавший буквы и цифры.

а) передатчик с перфоратором; б) приемник
а) передатчик с перфоратором; б) приемник

Первая телеграфная магистраль России

Ещё во время строительства Царскосельской железной дороги отечественные специалисты изучали способы применения телеграфа за рубежом. Они искали способы использования электромагнитной линии между конечными станциями.

Работами по её созданию занимался академик Борис Якоби, в своё время связавший Зимний Дворец с кабинетом Главноуправляющего путей сообщения.

-5

А позже ему было поручено важнейшее дело: проложить первую телеграфную магистраль по Санкт-Петербурго-Московской железной дороге. И заодно создать телеграфическую службу как часть Управления нового пути. В её штат в итоге вошли писари, дежурные офицеры и курьеры. Они, кстати, имели звание и по документам относились к особой телеграфической роте.

Якоби усовершенствовал телеграфный аппарат. Под его руководством для связи были созданы подземные провода и защита для них — стеклянные трубочки, на стыках изолированные с помощью особой массы — гуттаперчи.

Однако этот способ изолировки сработал недостаточно качественно, и спустя годы экспериментов Якоби попросил освободить его от должности и передал дела другим изобретателям — Карлу Людерсу и Вернеру-фон-Сименсу. Людерс составил целый план, на основе которого продолжали строить телеграфические станции на русских железных дорогах ещё долгие годы.

#ржд #железная дорога #телеграф #якоби #история