Найти тему
Чёрно-белое кино

Проблемы американца в стране большевиков

Оглавление

"Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" Льва Кулешова - одна из самых ранних отечественных комедий, над которой и сегодня хочется смеяться до слез

Афиша фильма
Афиша фильма

Эпоха грустного кино

В статье об отечественном синематографе до 1917 г. на примере ленты Е. Бауэра "Тургеневские мотивы" я писал, что наш дореволюционный зритель в кино обожал плакать и страдать, а вот к позитивным чувствам относился с недоверием. Лично я не могу припомнить ни одной комедийной ленты николаевской эпохи, кроме, быть может, "Домика в Коломне" П. Чардынина (1913) и парочки кинопримитивов в духе "Политого поливальщика" Люмьеров. В литературе юмора было сколько угодно: Чехов, Аверченко, Тэффи, а вот на экране... Должно быть посетители электро-театров 1905-1917-годов отличались природной меланхоличностью и шли в кино чисто погрустить. Ну, а продюсеры вроде Ханжонкова и Дранкова сполна предоставляли им такую возможность. Недаром повсеместной популярностью пользовался в русском кино такой вымерший ныне жанр, как экранизация песни. Особенно, романса. Разумеется, жестокого: чем жесточе, тем круче.

Мистер Вест едет в СССР
Мистер Вест едет в СССР

Ветер перемен

После Октябрьской революции 1917 года ситуация резко изменилась. Возникла наша самобытная школа немого монтажного киноискусства и, конечно, комедия.

Если вы загуглите первую советскую кинокомедию, то поиск выдаст вам "Весёлых ребят" 1935 г. Это ложь и происки рептилоидов. Жанр существовал задолго до бессмертной ленты Александрова. Одна из первых отечественных комедий, снятых после революции, "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" Льва Кулешова, вышла на экраны аж на 11 лет раньше "Весёлых ребят", в 1924 году. Несмотря на лёгкий пропагандистский пафос в финале фильм, надо сказать, и сейчас выглядит презабавнейшим, и ничуть не уступает лентам Чаплина того же времени.

Предприимчивые русские
Предприимчивые русские

Наивный американец и предприимчивые русские

Мистер Вест - он как мистер Твистер. Ну, приперло ему ехать в СССР и все тут. И жена и друзья отговаривают: подсовывают журнальчики со зверскими рожами типичных, по мнению западной прессы, большевиков. Но он едет, подозревая, что попадет в этакий аналог джунглей Амазонии, с той лишь разницей, что вместо пальм и бананов та будут ёлки и снег. Короче говоря, фильм о том, что американцы тупые, а некоторые предприимчивые русские этим пользуются.

Жбан и его компания - джентльмены удачи без страха и упрека демонстрируют мистеру именно те ужасы большивизма, которые он ожидал увидеть, и попутно освобождают все его карманы от валюты. Но наши естественно побеждают, куда ж без этого? И наивный американец узнает, как выглядят настоящие большевики - подтянутые, с мужественными лицами и в кожанках. Или в шинелях и буденовках.

Ужасы большевизма
Ужасы большевизма

И наконец

В фильме масса уморительных комических сцен в духе Чаплина и Китона. А ещё реальные натурные съёмки Москвы 20-х для любителей сравнить "было" и "стало". Их не так много, как, например, старого Питера в "Октябре" Эйзенштейна, но они есть. Один раз в кадре появляется даже не снесённый ещё храм Христа-спасителя. Кроме того, при просмотре фильма понимаешь: насколько же в 20-е наши художники были свободнее и непринужденнее в выражении своих чувств и мыслей, чем в 30-е, когда Иосиф Виссарионович уже прочно утвердился в роли отца народов. В фильме хватает моментов, которые лет 10-12 спустя наверняка подпали бы под знаменитую 58 статью.

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус