Дочь императора Павла I великая княжна Александра Павловна в 1799 г. была выдана замуж за австрийского эрцгерцога, палатина (правителя, наместника) Венгрии Иосифа (Иосифа Антона Иоганна Габсбург-Лотарингского). В ноябре того же года Александра Павловна отправилась в Вену. А в марте 1801 г. (за восемь дней до гибели своего отца) умерла вскоре после родов. Но настоящий материал посвящен не грустной судьбе ее императорского высочества (о которой на одном Дзене уже рассказывают, наверно, десятки материалов),а, пожалуй, наиболее тиражируемому ее портрету.
Этот портрет, используемый в качестве «заглавной» иллюстрации и на посвященной Александре Павловне странице Википедии, исполнен неизвестным художником и датируется оценочно 1795-1801 гг. Неизвестным мне пользователем Википедии наряд великой княжны (или уже великой княгини, эрцгерцогини и палатины?) на портрете охарактеризован как венгерский национальный костюм.
Я не разбираюсь хоть сколько-нибудь серьезно ни в истории женской моды, ни в национальных костюмах. Наряд Александры Павловны вполне может включать элементы венгерского женского национального костюма или быть основанным на нем – см. ниже жителей региона Эгера, зарисованных в 1830-х гг.
Но, разумеется, в облике великой княжны на портрете заметно и кое-что еще. Прежде всего это закрепленный на куске черной ленты на груди белый крест. Что это за крест? Конечно, это знак ордена Св. Иоанна Иерусалимского, звание Великого магистра которого «восприял» на себя Павле I в конце 1798 г. Его форма, безусловно, воспроизведена художником неточно, но ничем иным эта инсигния быть не может. И – должен предупредить, что это лишь моя рабочая гипотеза – остальные черные элементы одеяния Александры Павловны на портрете - мантилья (кажется, так называется закрепленная на голове, ниспадающая на спину накидка; ну или какой-то общеевропейский аналог испанской мантильи – я уже говорил, что не силен в истории женской моды), лиф платья (надеюсь, я правильно называю), по моему мнению, являются ничем иным, как элементами костюма кавалерственной дамы ордена Св. Иоанна Иерусалимского.
Казалось бы, существуют контраргументы, работающие против моей гипотезы. В посвященной Александре Павловне статье на столь надежном, точном и достоверном (это ирония) ресурсе как Википедия, орден Св. Иоанна Иерусалимского отсутствует среди пожалованных ей наград. Указан лишь «обычный» для великих княжон орден Св. Екатерины. Но мы же помним другой, возможно, менее известный портрет Александры Павловны, выполненный примерно в тот же период…
… на котором знак ордена Св. Иоанна Иерусалимского прекрасно виден у левого бедра, чуть ниже знака ордена Св. Екатерины. Таким образом, какие-либо сомнения в том, что Александра Павловна была пожалована в кавалерственные дамы ордена иоаннитов, должны отпасть.
Есть еще один нюанс. На только что приведенном портрете знак ордена Св.Иоанна Иерусалимского закреплен у Александры Павловны на чресплечной ленте, то есть так, как полагалось кавалерственным дамам большого креста. На исходном же портрете – в «венгерском национальном костюме» - он носится великой княжной на груди, примерно там, где должны были носить кавалерственные дамы малого креста.
Несоответствие? Но смотрим на известный портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны в трауре работы Г. фон Кюгельгена….
Императрица Мария Федоровна, кавалерственная дама ордена Св. Иоанна Иерусалимского большого креста носит знак ордена не на чресплечной ленте, а на плече, как кавалерственные дамы малого креста. Значит, такое допускалось? На исходном портрете Александры Павловны знак ордена иоаннитов перемещен на грудь, по-видимому, для того, чтобы был виден при избранном для портрета ракурсе.
Итак, по моему предположению, подпись к рассматриваемому портрету великой княжны (или великой княгини, эрцгерцогини и палатины венгерской) должен звучать примерно так: «Александра Павловна, в венгерском национальном костюме (?) с инсигниями ордена Св. Иоанна Иерусалимского», датировка - после 1798 г.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.