Найти тему
Семейные саги

Я родилась в Сибири... Зачем знать историю рода? (часть 1)

«Историю рода очень важно знать, причём не только для того, чтобы иметь представление о том, кто ты и откуда, но и чтобы предотвратить какие-то вещи, - говорит Наталья Тованчева. - Если изучить родословную  более глубоко, то можно проследить, что какие-то моменты могут повторяться из поколения в поколение. Хорошо, если они связаны с чем-то приятным. Например, есть семьи, где люди живут долго, счастливо. А есть такие, где заболевания передаются по наследству. Или бывают вопросы, касающиеся судьбы, как говорят в просторечье, женской доли, когда представительницы прекрасного пола из поколения в поколения остаются одинокими. Или мужчины умирают в определённом возрасте. Я уверена: если всё это проанализировать, подойти к фактам осознанно, разобраться в причинах, можно повернуть историю в другое русло, чтобы потомки не страдали и не несли  на себе этот груз. Жаль, что интересоваться мы этими вопросами чаще всего начинаем в зрелом возрасте, когда спросить о том, что было, уже не у кого. И приходится выстраивать генеалогические древо вместе с историей семьи из обрывков своих воспоминаний. Жаль, что многое потеряно, многого  не восстановишь.

Сама Наталья родилась в Новосибирской области, в Барабинске. В этот город её родители попали по распределению.

«Мама с папой познакомились в Волгограде в железнодорожном техникуме, где оба учились, - рассказывает Наталья Григорьевна. - Отец родом с Кубани, из станицы Роговской, а мама из небольшого городка Морозовск Ростовской области. После окончания техникума оба отправились в Сибирь. Там родилась я и младший брат. Несмотря на то, что родители оба южане, в Барабинске им очень нравилось. Но когда  брату в три года диагностировали порок сердца, врачи предупредили, что если его не увезут в тёплые края, он может погибнуть. Мама с отцом тут же собрались и отправились  в Краснодар. Поначалу они жили у папиной тёти Нади на КСК, а потом получили квартиру. Я хоть и была достаточно маленькой, но долго не принимала Кубань. Как выяснилось, человек я не южный, жару не люблю. Признаюсь, очень много лет мне  ещё снился Барабинск».

К слову, этот гештальт однажды неожиданным образом закрылся. Лет 20 назад, когда я работала на телевидении, мы группой поехали в командировку по нескольким городам: Красноярск - Томск - Екатеринбург. Перемещались на поезде. Дело было накануне моего дня рождения. Я ещё подумала: как интересно праздник справлять в вагоне! С такими мыслями  прогуливалась в коридоре, изучала расписание остановок. Вдруг увидела станцию «Барабинск». Город, где я родилась, мы должны были проезжать именно в  день  моего рождения, 19 октября. Правда, время остановки - ночь, на улице мороз градусов десять. Но я решила выйти. Выскочила, осматриваюсь. Навстречу несколько женщин, продающих пирожки. Я, впечатлённая тем, как странно оказалась здесь, скупаю у них всё, спрашиваю, как город живёт. А женщины стали сетовать: мол, всё плохо, заводы закрылись (дело было в начале 2000-х), и выживают люди тем, что готовят пирожки и продают пассажирам проходящих поездов. Я, как сейчас помню, простояла  на платформе всего несколько минут. Хоть и в дублёнке, замёрзла. Шёл снег, было скользко. И тогда промелькнула мысль: «Как хорошо, что мои родители вовремя уехали!»

Наталья с родителями и маминой сестрой. из личного архива
Наталья с родителями и маминой сестрой. из личного архива

Записала Фатима Шеуджен, продолжение следует