Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан в рамках Шанхайской организации сотрудничества продвигает несколько важных инициатив для обеспечения продовольственной безопасности. Наша страна заинтересована в координации усилий стран-участниц организации для организации стабильных поставок необходимого объема продовольствия для удовлетворения внутреннего спроса и недопущения резкого роста цен, считает эксперт Центра экономических исследований и реформ Эдвард Романов.
– В этом году Узбекистан, как страна, председательствующая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), проводит саммит глав государств-членов ШОС, который пройдет 15-16 сентября в Самарканде.
Узбекистан имеет активные торговые связи со странами-членами ШОС. Так, в 2021 году товарооборот Узбекистана со странами ШОС вырос на почти на четверть и превысил $21 млрд., что составляет почти 50% от общей внешней торговли. В первой половине 2022 года товарооборот вырос еще на 30% до $12 млрд. при общем объеме в $24,5 млрд.
В настоящее время в Узбекистане работает свыше 7,5 тысяч компаний с инвестициями из стран ШОС – более половины от общего числа фирм с иностранным участием. В 2021 году Узбекистан привлек инвестиции от стран-членов ШОС на $4,6 млрд.
Интерес со стороны других стран к взаимодействию с ШОС в том или ином формате продолжает расти. Так, на предстоящем саммите ШОС в Самарканде ожидается подписание солидного пакета документов, призванных вывести многоплановое взаимодействие в рамках организации на новый качественный уровень.
Безусловно, одной из центральных тем для рассмотрения на заседании Совета глав государств стран-членов ШОС станет продовольственная безопасность государств-членов ШОС, в то время, когда на экономику во всем мире уже негативно повлияла пандемия COVID-19 и прежде всего на производственно-сбытовые цепочки и доступность безопасных и питательных продуктов питания для населения.
В свете того, что более 42% населения мира (3,4 млрд. чел. в 2021-м) проживает на территории стран-участниц ШОС, проблемы, связанные с продовольственной безопасностью, являются одними из главных препятствий в достижении устойчивого развития ШОС в социально-экономическом развитии. В этих условиях координация усилий и своевременное реагирование на вызовы в сфере продовольственной безопасности становятся первоочередной задачей стран-членов организации.
Что происходит на мировом продовольственном рынке?
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в июле 2022 года среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО составило 140,9 пункта, что на 13,3 пункта (8,6%) ниже показателя июня, но на 16,4 пункта (13,1%) выше, чем в соответствующий период прошлого года. Напомним, что данный индекс используется для отслеживания изменения международных цен на наиболее важные продовольственные товары.
Произошедшее в июле снижение среднего значения данного индекса стало самым резким с октября 2008 года и обусловлено масштабным снижением цен на растительные масла и зерновые и несколько менее значительным сокращением значений индексов цен на сахар, молочную продукцию и мясо.
Наибольшей чувствительностью, в частности, к украинскому кризису отличается рынок зерновых и растительных масел. Индекс цен ФАО за март 2022 года на зерновые по сравнению с февралем вырос до 170,1 пункта (+24,8 пункта), а на масла до 251,8 пункта (+50,1 пункта).
Более того, согласно докладу Всемирного банка, опубликованному в апреле этого года, конфликтная ситуация в мире изменила глобальные модели торговли, производства и потребления таким образом, что цены на продовольствие останутся на исторически высоком уровне до конца 2024 года.
Цены на неэнергетические товары, включая продукцию сельского хозяйства и металлы, согласно прогнозам, вырастут почти на 20% в 2022 году, а в последующие годы их рост может замедлится.
Кроме того, цены на пшеницу вырастут более чем на 40%, достигнув в этом году рекордного уровня в номинальном выражении. В докладе говорится, что это окажет давление на развивающиеся экономики, которые зависят от импорта зерна, особенно из России и Украины. Рост цен на продовольствие по итогам текущего года аналитики Всемирного банка ожидают на уровне 22,9%, но уже в 2023 году они могут снизиться на 10,4%. Наиболее значительный рост ожидается в сегменте растительных пищевых масел – 29,7%, а рост цен на удобрения может составить 69,2%, что повлияет на цены на выращиваемую сельхозпродукцию.
Меры, принимаемые в Узбекистане
Отметим, что еще в 2018 году на саммите ШОС глава нашего государства выступал за формирование агропромышленных кластеров и расширение сети "зеленых коридоров" при поставках сельскохозяйственной продукции, а в 2019 году он инициировал разработку "Концепции взаимодействия в области "умного" сельского хозяйства и внедрения агроинноваций".
Кроме того, в ходе своего выступления в ноябре 2020 года на виртуальном саммите глав государств стран-членов ШОС Шавкат Мирзиёев выдвинул инициативу о разработке конкретных практических мер по реализации "Программы сотрудничества в области продовольственной безопасности".
В январе-июле этого года импорт продовольствия в Узбекистан составил $1,9 млрд. Мировые цены и рост доходов населения способствовали росту импорта на 41,2%. Большая часть импорта приходится на зерновые продукты, сахарное сырье, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, растительные масла.
Казахстан занял первое место в поставках продуктов питания в Узбекистан в объеме $723,4 млн. (38% от импорта продовольствия), а Россия – второе место с $443,9 млн. (23%). Так, за этот период из Казахстана и России были импортированы такие основные продовольственные продукты как: пшеница, мука, ячмень, кукуруза, растительное масло, картофель и мясо крупнорогатого скота.
В этом контексте следует отметить, что вопросы продовольственной безопасности и сотрудничества в аграрной сфере приобретают все больший приоритет в рамках ШОС.
Глава нашего государства 5 сентября провел совещание, на котором был проанализированы цены на продовольственную продукцию и определены новые возможности для обеспечения населения продовольствием. В частности, на совещании было отмечено, что годовая потребность в картофеле в стране составляет 3,4 млн. тонн, из них 20-25% покрывается за счет импорта. Годовая потребность в растительном масле составляет 515 тысяч тонн, 46% этого объема импортируется.
В целом обеспечение продовольственных товаров 25 видов на внутреннем рынке остается зависимым от импорта. В связи с этим, была поставлена задача подготовить проекты по налаживанию отечественного производства данной продукции.
По оценкам экспертов, доля расходов населения стран Центральной Азии на продукты питания составляет 40-60%, что делает людей крайне чувствительными к любым скачкам цен. Для предотвращения резкого роста цен на продовольствие по указанию Президента до 1 января 2023 года обнулены таможенные пошлины на импорт 22 видов продуктов питания, в том числе на рыбу, молочные продукты, сливочное масло, яйца, бананы, цитрусовые, кофе, растительное масло и другие. На этот же период отменена двойная ставка таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми нет режима наибольшего благоприятствования.
Кроме того, до конца текущего года временно приостанавливается обязательная маркировка на государственном языке импортных продовольственных товаров, а также снимается ограничение на участие импортного продовольствия в госзакупках. Также упрощается экспорт овощей и фруктов, а именно отменяется необходимость в получении лицензии на оптовую торговлю и предварительной оплате, а продукция больше не подлежит таможенному досмотру.
Президент поручил создать кластеры для производства, заготовки, сортировки, калибровки, упаковки и направления на экспорт плодоовощной продукции.
В то же время, согласно данным ФАО, в мире теряется или непроизводительно расходуется примерно 1,3 млрд. тонн продовольствия стоимостью более $1 трлн., в результате чего более 870 млн. человек недоедают.
Такая ситуация наблюдается во многих развивающихся странах и губительно сказывается на продовольственном обеспечении. Особенно страдают мелкие производители, у которых нет средств для доставки собранного урожая на рынки сбыта.
Учитывая, что сельхозпродукция быстро портится, а Узбекистан расположен в удаленности от мировых рынков, актуальным является вопрос создания инфраструктуры для хранения, переработки и транспортировки урожая до конечного потребителя.
В целом, имеющаяся мощность складов в Узбекистане на сегодняшний день составляет 1,5 млн. тонн, что составляет менее 7% от общего объема выращиваемой продукции. На совещании 5 сентября Президент поручил в срочном порядке увеличить количество складов для сельхозпродукции.
Также поставлена задача увеличить площади для выращивания продовольственных культур до 300 тысяч га, и рационально разместить культуры на основе анализа спроса населения и импорта.
Глава государства дал указание создать в каждом районе минимум один интенсивный овощеводческий питомник, перевести все плодородные земли в интенсивную обработку.
Для расширения возможностей хранения и транспортировки продукции предложено внедрить льготное кредитование для приобретения грузовых автомобилей, сортировочного и упаковочного оборудования. На эти цели банкам выделено $140 млн. и может быть выделено еще $330 млн.
Реализация предложенных Узбекистаном практических мер по обеспечению продовольственной безопасности, очевидно, отвечает интересам всех государств-членов ШОС. Практика сотрудничества во время первой вспышки пандемии продемонстрировала взаимосвязанность современного мира и нецелесообразность возврата или перехода на полную продовольственную самообеспеченность на национальном и региональном уровнях. Сотрудничество стран ШОС в обеспечении продовольственной безопасности также будет способствовать формированию совместных сельскохозяйственных кластеров и агропарков.
Китайский опыт "умного" сельского хозяйства
На седьмом совещании министров сельского хозяйства государств-членов ШОС в июле этого года в Ташкенте, главы делегаций одобрили проект Концепции взаимодействия государств-членов ШОС в сфере "умного" сельского хозяйства и агроинноваций.
В качестве основных направлений в рамках данной Концепции использование современных способов производства продуктов с использованием передовых технических и цифровых решений, в том числе комплексной автоматизации и роботизации производства, систем обработки больших объемов данных и искусственного интеллекта. По мнению авторов Концепции, это обеспечит рост производительности труда, снизит затраты производства и повысит устойчивость аграрного сектора.
Особенно интересен передовой опыт Китая в области "умного" сельского хозяйства, который за короткий период достиг значительных успехов в отношении повышения уровня доходов сельского населения, развития современного агропромышленного производства, разнообразия выбора различных продуктов питания, повышения доступности продовольствия и улучшения качества питания населения. Сельское хозяйство является жизненно важной отраслью в Китае, в которой заняты более 300 млн. фермеров (занимает 1-е место в мире по производству).
Согласно прогнозам ООН, к 2050 году население планеты увеличится на 2 млрд. человек, и чтобы обеспечить его достаточным пропитанием, производительность сельского хозяйства должна увеличиться на 60%. При этом отмечается, что искусственный интеллект и машинное обучение, вероятно, будут лежать в основе новых технологий, которые помогут сократить разрыв в ожидаемых потребностях в продовольствии.
Прогнозируется, что глобальные расходы на технологии и системы интеллектуального сельского хозяйства, включая искусственный интеллект и машинное обучение, в будущем значительно вырастут.
Китай планирует к 2025 году наладить производство почти всех категорий сельскохозяйственного оборудования, которое по качеству и надежности достигнет мирового уровня. При этом доля механизации обработки почвы, выращивания и сбора урожая вырастет до 75%.
Основные технологии, задействованные в «умном» сельском хозяйстве Китая, включают в себя интеллектуальную интеграцию воды и удобрений, «IoT»-системы мониторинга, спутниковое дистанционное зондирование, метеорологию, аэрофотосъемку на базе беспилотных летательных аппаратов с дистанционным зондированием, беспилотные летательные аппараты для защиты растений, автономную сельскохозяйственную технику и химические заводы. В 2021 году в Китае насчитывалось 160 тысяч сельскохозяйственных беспилотных летательных аппаратов, что на 60% больше, чем в предыдущем году.
По состоянию на 2021 год, на полях Китая работают более чем 4,6 млн. отечественных крупных и средних сельскохозяйственных тракторов. Для их навигации было развернуто более 65 тысяч комплектов навигационной спутниковой системы BeiDou.
Китайские компании активно разрабатывают различные программы и приложения для цифровизации процессов в сельском хозяйстве. Ожидается, что китайский рынок интеллектуальных сельскохозяйственных продуктов вырастет примерно с $13,7 млрд. в 2015 году до $26,8 млрд. по итогам этого года.
По всему Китаю активно создаются промышленные парки современного сельского хозяйства. Сейчас их уже свыше ста. Они помогают местным фермерам осуществлять планомерный переход от малого приусадебного хозяйства к современным сельскохозяйственным технологиям.
Кроме того, разрабатывая основы 14-го пятилетнего плана Национального экономического и социального развития, к 2035 году Китай намерен построить у себя полностью цифровое «умное» сельское хозяйство. Реализация этих планов может резко увеличить долю производимой сельхоз продукции в Китае, что также увеличит необходимость в создании оптимальных и разветвлённых торговых цепочках и транспортных коридорах.
В этой связи, укрепление и расширение торгово-транзитного партнерства между странами в рамках ШОС может стать обоюдно-выгодным процессом.
Транзитный потенциал ШОС
В обеспечении бесперебойных поставок продовольствия ключевую роль играет транспортная система и логистика.
В связи с этим, важным направлением сотрудничества стран ШОС является развитие сети используемых транспортных коридоров, а также реализация совместных проектов по созданию логистических центров для хранения, переработки и доставки сельскохозяйственной продукции до потребителей.
Стратегическое значение приобретает в этой связи реализация таких проектов регионального значения, как строительство железных дорог "Китай–Кыргызстан–Узбекистан", "Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар", "Ланчжоу–Кашгар–Иркештам–Ош–Андижан–Ташкент–Мары" и других маршрутов, а также создание новых международных железнодорожных и автомобильных коридоров в Евразии по направлениям "Восток-Запад" и "Север-Юг".
Также перспективным направлением является дальнейшее развитие железнодорожных перевозок продовольствия в Узбекистан (а также в страны СНГ и Китай) в рамках специализированного проекта РЖД "Агроэкспресс" с помощью ускоренных контейнерных поездок. Этот проект призван ускорить прохождение важных, прежде всего продовольственных, грузов по территории Узбекистана, Казахстана, России, а также обратное движение поездов с продукцией, которая востребована на рынке Узбекистана. На сегодняшний день совершено несколько рейсов по отправке продовольствия в Узбекистан из России и обратно.
Стоит отметить, что в период председательства Узбекистана в ШОС разработаны проекты 14 новых концептуальных документов на основе выдвинутых Президентом Шавкатом Мирзиёевым инициатив (всего за последние 5 лет на саммитах ШОС глава государства выдвинул около 50 инициатив).
Отдельно следует выделить проекты таких новых для практики ШОС документов, как "Стратегия транспортной взаимосвязанности", "План развития внутрирегиональной торговли", "Программа инфраструктурного развития", которые нацелены на содержательное и институциональное расширение сфер взаимодействия в ШОС.
Кроме того, предлагаемая Узбекистаном "Стратегия транспортной взаимосвязанности" на пространстве ШОС будет также поспособствовать возрождению уникальной экономической и транзитной роли Афганистана для всей Евразии.
В заключении, хотелось бы напомнить, что Узбекистан является нетто-импортером продовольственной продукции и за последние 5 лет импорт продовольствия в страну вырос в 2,3 раза с $1,27 млрд. (в 2017 г.) до $2,92 млрд. (в 2021 г.). При этом разница между импортом и экспортом продовольствия также ежегодно растет и с 2017 года выросла почти в 4 раза с $398 млн. до $1548 млн.
В связи с этим, Узбекистан заинтересован в координации усилий стран ШОС для создания условий для стабильных поставок в страну необходимого объема продовольствия для удовлетворения внутреннего спроса и недопущения резкого роста цен на продовольственные товары.
Инициативы главы нашего государства, которые ранее выдвигались на саммитах ШОС и новые, которые прозвучат на предстоящем саммите в Самарканде также будут связаны, в том числе, с вопросами обеспечения продовольственной безопасности и следует надеется, что они будут поддержаны и реализованы в интересах всех стран организации.