Написала я давеча в комментариях такую вещь: я вот своей девице вполне себе объясняю, что культурно надо себя вести и указываю/наказываю если поведение от культурного отличается.
А потом подумала: и правда ведь в последнее время бывает такое, что я ее именно наказываю. А вот 3 года назад спроси меня, стоит ли наказывать мою девицу за плохое поведение - точно бы сказала, что нет. Истерика будет, а толку не будет совершенно никакого.
Сижу теперь анализирую почему так)
Да потому что если наказывать "целенаправленно", т.е.
- понимая, что ребенок делает что-то специально неправильно
- будучи уверенным в том, что можешь донести за что наказание, что сделано неправильно, как надо делать
То с моей дочкой эффективное наказание стало возможным всего-то годик-полтора назад. С этих пор более-менее (с 20 раза, но все-таки) работает: ты слишком громко говоришь, в музее (например) так не принято, мы сейчас уйдем тогда. Или ты плохо вела себя в гостях (и не забыть пояснить, что именно было не так), мы в гости как дяде такому-то тогда больше не пойдем. Один раз пришлось и правда не пойти, так как еще дома концерт почему-то начался, потом наладилось.
А ранее того она могла кричать потому что музыка громкая, а это на нее тогда очень сильно влияло. И грозить (чем угодно) смысла не было никакого вообще. Смысл был встать и уйти от музыки. Или одежда неудобная - и говорить что осенью надо носить колготы/теплые брюки смысла не было никакого вообще. Ребенок один фиг скандалил и ежеминутно поправлял неудобные части гардероба.
Плюс понимание словесной нотации у нее последнее время улучшилось несказанно, т.е. раньше она замечания могла и попросту не понять, в состоянии стресса - особенно. Теперь понимает, это видно.
Так что да, я теперь адепт подхода, что даже инопланетян надо наказывать иногда. Думаю из пояснений выше понятно, почему я вдруг стала адепт)
P.S. да, я в курсе, что методом "бить и не кормить" можно воспитывать даже неговорящих персонажей - и добиваться тихого поведения не с 6 лет, а гораздо раньше. Но это наказание - совсем не "целенаправленное". Такие наказания по сути не решают проблему с косяком поведения, они эксплуатируют базовые страхи (страх голода, боли), чтобы важность наказывающего взрослого для ребенка была архивысокой и ребенок перед каждым своим действием тормозил и боялся реакции. Т.е. и развитие затормозит (чего я не хочу совершенно).