Найти тему

Троллейбусы в столице Адыгеи. Держим курс на Майкоп

Оглавление

Всем привет! Не так давно я опубликовал пост о раритетных междугородних Икарусах, которые запечатлел в ходе путешествия на юг страны в начале сентября.

Продолжу разговор о транспорте южных российских городов, тем более что материала накопилось достаточно.

Оставим автобусный транспорт в покое и поговорим про транспорт электрический. А конкретно - рассмотрим троллейбусную систему Майкопа, столицы Республики Адыгея.

Маршрутная сеть

29 ноября 1974 года в Майкопе состоялось открытие регулярного троллейбусного движения по линии протяжённостью 12 километров между Западным жилым районом и железнодорожным вокзалом.

Салонная схема маршрутов. В настоящее время маршруты 1, 2К и 9 не работают. Источник - http://www.kubtransport.info/schemes/maykop2012.jpg
Салонная схема маршрутов. В настоящее время маршруты 1, 2К и 9 не работают. Источник - http://www.kubtransport.info/schemes/maykop2012.jpg

По состоянию на ноябрь 2022 года в Майкопе действует 9 троллейбусных маршрутов. Абсолютно все имеют конечную остановку "Западный жилой район", расположенную на улице Чкалова. По сути - это главный троллейбусный "хаб" города.

В те дни, когда я находился в Майкопе, движение к Западному жилрайону не осуществлялось из-за укладки асфальта на Депутатской улице. Все троллейбусы следовали изменённой трассой по соседней улице Димитрова, некоторые маршруты оборачивались через депо.

Работы по укладке асфальта на Депутатской улице (здесь проходят трассы всех троллейбусных маршрутов Майкопа).
Работы по укладке асфальта на Депутатской улице (здесь проходят трассы всех троллейбусных маршрутов Майкопа).

Многие маршруты являются полукольцевыми. К примеру, №2 и №7 следуют от Западного жилрайона в сторону ЖД вокзала через улицы Юннатов и Привокзальную, а в обратном направлении курсируют маршруты №5, №6 и №10.

Троллейбусная сеть охватывает большую часть города. Самая восточная точка - улица Железнодорожная, где находится остановка "Кондитерская фабрика" (конечная маршрутов №2, №10, №11).

ЗиУ-682Г-016.04 маршрута №11 отправился от остановки "Кондитерская фабрика".
ЗиУ-682Г-016.04 маршрута №11 отправился от остановки "Кондитерская фабрика".

На север города курсирует маршрут №8 по улице Шовгенова до остановки "Редукторный завод", а в южном направлении №4, №5 и №7 следуют на Шоссейную улицу.

Троллейбус Тролза-5275 "Оптима" на маршруте №8 следует по улице Некрасова.
Троллейбус Тролза-5275 "Оптима" на маршруте №8 следует по улице Некрасова.

Стоимость проезда и провоза багажа в троллейбусах составляет 15 рублей. К оплате помимо наличных принимаются бесконтактные банковские карты.

Подвижной состав

Депо муниципального унитарного предприятия «Майкопское троллейбусное управление» содержит на балансе 29 троллейбусов моделей ЗиУ-682, ВЗТМ-5284, Тролза-5265 "Мегаполис" и Тролза-5275 "Оптима".

Троллейбусы ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г на улице Димитрова.
Троллейбусы ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г на улице Димитрова.

Все троллейбусы 1980-1990 годов выпуска прошли капитальный ремонт с заменой обшивки кузова, продлевающий срок службы на 5-7 лет и более.

Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте №11 выезжает с улицы Димитрова на Пролетарскую улицу.
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте №11 выезжает с улицы Димитрова на Пролетарскую улицу.
Салон троллейбуса ЗиУ-682В.
Салон троллейбуса ЗиУ-682В.

В 2014 году прибыл на испытания новый троллейбус Тролза-5265 "Мегаполис" с автономным ходом на 40 километров, а годом позже был выкуплен. К сожалению, лично мной данный агрегат в работе не наблюдался.

Единственный троллейбус Тролза-5265 "Мегаполис" в Майкопе. Источник - https://transphoto.org/photo/1022626/
Единственный троллейбус Тролза-5265 "Мегаполис" в Майкопе. Источник - https://transphoto.org/photo/1022626/

Самыми современными в Майкопе являются троллейбусы Тролза-5275 "Оптима". Две машины поступили в конце 2014 года, а в 2018 парк пополнился ещё пятью транспортными средствами. С тех пор никакого обновления не производилось.

Тролза-5275 "Оптима" маршрута №11 поворачивает с Пионерской улицы на Восточную улицу.
Тролза-5275 "Оптима" маршрута №11 поворачивает с Пионерской улицы на Восточную улицу.

Количество троллейбусов на маршрутах и частота движения

По данным сайта kubtransport.info максимальный выпуск по рабочим дням в 2019 году составлял 21 единицу:

  • Маршруты 2, 3, 4, 8, 10 - 2 троллейбуса по будням, 1 по выходным
  • Маршрут 5 - 2 троллейбуса ежедневно
  • Маршрут 6 - 1 троллейбус ежедневно
  • Маршруты 7 и 11 - 4 троллейбуса в будни, 3 в выходные

К сожалению плановый выпуск заметно сократился. Глядя на уличное расписание нетрудно догадаться, что на некоторых линиях трудится уже по одному троллейбусу, взять №2 или №10. Более того, в дни моего посещения Майкопа эти два маршрута вообще отсутствовали (а на весь город работало суммарно где-то 12 машин).

Самое большое количество подвижного состава в Майкопе на линиях №7 и №11 - по 4 троллейбуса, минимальный интервал 10 минут.

Маршрут №11, если выражаться по-столичному, является магистральным, охватывает всю Пролетарскую улицу.

Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте №11 следует по Пролетарской улице.
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте №11 следует по Пролетарской улице.

"Семëрка" связывает Западный жилрайон и Шоссейную улицу.

Тролза-5275 "Оптима" на маршруте №7 следует по Краснооктябрьской улице.
Тролза-5275 "Оптима" на маршруте №7 следует по Краснооктябрьской улице.

Ну а в остальном всё очень скромно. 1-2 машины на каждом маршруте обеспечивают движение раз в полчаса и, как правило, только в "пик". Днём троллейбусы приходится ждать больше часа.

Такие интервалы не позволяют рассчитывать на большой целевой поток, поэтому неудивительно, что в городе преобладает частный транспорт. Ну ещё стоит отметить раннее окончание работы троллейбусных маршрутов (можно сделать выводы, посмотрев на фотографии с расписанием).

Позади троллейбуса основной вид общественного транспорта Майкопа...
Позади троллейбуса основной вид общественного транспорта Майкопа...

Перспективы

Ввиду отсутствия нового подвижного состава и планов по развитию маршрутной сети, на что-то позитивное рассчитывать Майкопскому троллейбусу не приходится.

Троллейбус ЗиУ-682В (КВР МТУ) на маршруте №6 отправился от остановки "Вокзал".
Троллейбус ЗиУ-682В (КВР МТУ) на маршруте №6 отправился от остановки "Вокзал".

Более того, объём работы троллейбусов в городе сокращается. Теперь по будним дням запланировано всего-то 16 графиков. Притом больше половины маршрутов имеют плановый выпуск в один троллейбус: в рабочие дни - это маршруты 2, 3, 4, 5, 10, а в выходные - все, кроме 7 и 11.

Всем большое спасибо за внимание!

Источники информации:

  1. Информация о маршрутах - портал kubtransport.info
  2. Информация о количестве подвижного состава - transphoto.org

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.