Всем привет! Не так давно я опубликовал пост о раритетных междугородних Икарусах, которые запечатлел в ходе путешествия на юг страны в начале сентября.
Продолжу разговор о транспорте южных российских городов, тем более что материала накопилось достаточно.
Оставим автобусный транспорт в покое и поговорим про транспорт электрический. А конкретно - рассмотрим троллейбусную систему Майкопа, столицы Республики Адыгея.
Маршрутная сеть
29 ноября 1974 года в Майкопе состоялось открытие регулярного троллейбусного движения по линии протяжённостью 12 километров между Западным жилым районом и железнодорожным вокзалом.
По состоянию на ноябрь 2022 года в Майкопе действует 9 троллейбусных маршрутов. Абсолютно все имеют конечную остановку "Западный жилой район", расположенную на улице Чкалова. По сути - это главный троллейбусный "хаб" города.
В те дни, когда я находился в Майкопе, движение к Западному жилрайону не осуществлялось из-за укладки асфальта на Депутатской улице. Все троллейбусы следовали изменённой трассой по соседней улице Димитрова, некоторые маршруты оборачивались через депо.
Многие маршруты являются полукольцевыми. К примеру, №2 и №7 следуют от Западного жилрайона в сторону ЖД вокзала через улицы Юннатов и Привокзальную, а в обратном направлении курсируют маршруты №5, №6 и №10.
Троллейбусная сеть охватывает большую часть города. Самая восточная точка - улица Железнодорожная, где находится остановка "Кондитерская фабрика" (конечная маршрутов №2, №10, №11).
На север города курсирует маршрут №8 по улице Шовгенова до остановки "Редукторный завод", а в южном направлении №4, №5 и №7 следуют на Шоссейную улицу.
Стоимость проезда и провоза багажа в троллейбусах составляет 15 рублей. К оплате помимо наличных принимаются бесконтактные банковские карты.
Подвижной состав
Депо муниципального унитарного предприятия «Майкопское троллейбусное управление» содержит на балансе 29 троллейбусов моделей ЗиУ-682, ВЗТМ-5284, Тролза-5265 "Мегаполис" и Тролза-5275 "Оптима".
Все троллейбусы 1980-1990 годов выпуска прошли капитальный ремонт с заменой обшивки кузова, продлевающий срок службы на 5-7 лет и более.
В 2014 году прибыл на испытания новый троллейбус Тролза-5265 "Мегаполис" с автономным ходом на 40 километров, а годом позже был выкуплен. К сожалению, лично мной данный агрегат в работе не наблюдался.
Самыми современными в Майкопе являются троллейбусы Тролза-5275 "Оптима". Две машины поступили в конце 2014 года, а в 2018 парк пополнился ещё пятью транспортными средствами. С тех пор никакого обновления не производилось.
Количество троллейбусов на маршрутах и частота движения
По данным сайта kubtransport.info максимальный выпуск по рабочим дням в 2019 году составлял 21 единицу:
- Маршруты 2, 3, 4, 8, 10 - 2 троллейбуса по будням, 1 по выходным
- Маршрут 5 - 2 троллейбуса ежедневно
- Маршрут 6 - 1 троллейбус ежедневно
- Маршруты 7 и 11 - 4 троллейбуса в будни, 3 в выходные
К сожалению плановый выпуск заметно сократился. Глядя на уличное расписание нетрудно догадаться, что на некоторых линиях трудится уже по одному троллейбусу, взять №2 или №10. Более того, в дни моего посещения Майкопа эти два маршрута вообще отсутствовали (а на весь город работало суммарно где-то 12 машин).
Самое большое количество подвижного состава в Майкопе на линиях №7 и №11 - по 4 троллейбуса, минимальный интервал 10 минут.
Маршрут №11, если выражаться по-столичному, является магистральным, охватывает всю Пролетарскую улицу.
"Семëрка" связывает Западный жилрайон и Шоссейную улицу.
Ну а в остальном всё очень скромно. 1-2 машины на каждом маршруте обеспечивают движение раз в полчаса и, как правило, только в "пик". Днём троллейбусы приходится ждать больше часа.
Такие интервалы не позволяют рассчитывать на большой целевой поток, поэтому неудивительно, что в городе преобладает частный транспорт. Ну ещё стоит отметить раннее окончание работы троллейбусных маршрутов (можно сделать выводы, посмотрев на фотографии с расписанием).
Перспективы
Ввиду отсутствия нового подвижного состава и планов по развитию маршрутной сети, на что-то позитивное рассчитывать Майкопскому троллейбусу не приходится.
Более того, объём работы троллейбусов в городе сокращается. Теперь по будним дням запланировано всего-то 16 графиков. Притом больше половины маршрутов имеют плановый выпуск в один троллейбус: в рабочие дни - это маршруты 2, 3, 4, 5, 10, а в выходные - все, кроме 7 и 11.
Всем большое спасибо за внимание!
Источники информации:
- Информация о маршрутах - портал kubtransport.info
- Информация о количестве подвижного состава - transphoto.org
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.