AEC Matador был разработан, чтобы заполнить нишу между легкими и тяжелыми артиллерийскими тягачами, для перевозки британского 5,5-дюймового орудия 5.5-inch Medium Gun. Надежный полноприводный автомобиль с хорошими внедорожными качествами, он оказался универсальным и одним из самых распространенных грузовиков во всех британских подразделениях Королевской артиллерии во Второй мировой войне, такую популярность как Матадор имел только Morris C8 Quad, артиллерийский тягач использовавшийся армией Британии и Канады.
Associated Equipment Company (AEC) - британский производитель транспортных средств, занимающийся производством разнообразных специализированных транспортных средств, таких как автобусы, грузовики и даже кареты, продержавшийся на рынке с 1912 по 1979 год. Истоки компании берут свое начало от созданной в 1855 году компании London General Omnibus Company (LGOC), объединившей и контролировавшей услуги конных омнибусов в Лондоне. В 1912 году, после успеха автобуса X-type, LGOC была поглощена лондонской компанией Underground Group, и было создано специализированное отделение, которое стало называться AEC. Его первым продуктом, естественно, стал еще один автобус, базовый комплектации тех временем, X-Type, а в 1916 году - 3ех тонный грузовик Y-типа, широко используемый в армии Британии.
В 1927 году компания переехала на новый, более крупный завод в Саутхолле. Под руководством нового главным инженера и конструктора G. J. Rackham'а (ранее работавшего в Leyland Motors), была сформирована новая команда конструкторов. как отмечалось под его руководством модели AEC стали более надежными, качественными и высоко ценились. И начиная с 1929 года, AEC выпускает свою знаменитую серию грузовиков "M" (Majestic, Mammoth, Mercury...) и серию автобусов "R" (Regent, Regal, Renown...).
Производство "М-моделей" продолжалось до войны. До 1938 года AEC также сотрудничала с English Electric в производстве троллейбусов, а в 1932 году приобрела контрольный пакет акций британского филиала американской компании Four Wheel Drive (FWD), что позволило вывести на рынок новую линейку полноприводных грузовых автомобилей AEC с компонентами FWD.
В 1938 году у компании были все карты на руках для участия в контрактах по производству полноприводных грузовиков для приближающейся войны. Уже в то время компания предложила коммерческий грузовик Matador с колесной формулой 4х2, используя компоненты FWD. Вскоре его переделали в полноприводную версию Matador 853, он получил более мощный бензиновый двигатель объемом 7.4 литра , и был представлен и испытан на полигоне в 1938 году. Однако военное министерство не устроил бензиновый двигатель, так Матадор обзавелся рядным, 6ти цилиндровым, дизельным двигатель A187 AEC объемом 7,6 литра мощностью 95 л.с., что позволяло 7ми тонному автомобилю развивать скорость до 58 км/ч на дорогах с ровным покрытием. Максимально допустимая масса - 10,8 тонн, при полной загрузке или при буксировке артиллерии с боевым расчетом и боеприпасами. Коробка передач - механическая, 4ех ступенчатая. Раздаточная коробка с пониженной передачей. Заявленный запас хода - 575 км (360 миль), с полным баком на 182 литра (40 галлонов).
Кабина была очень просторной и прочной, состояла из деревянного каркаса, обшитого жестяными пластинами для экономии стратегических материалов. Грузовой отсек представлял из себя бортовую платформу закрытую брезентовым тентом и был предназначен для перевозки орудийной команды из десяти человек вместе с их снаряжением и боеприпасами. Борта были сделаны из прессованных пиломатериалов, с откидным задним бортом. В бортах с обоих сторон были сделаны бойницы- проемы для пулеметной команды. Пол был оснащен роликами, которые позволяли быстро и легко перемещать боеприпасы. Для облегчения погрузки и выгрузки снарядов на бортовой платформе были установлены выдвижные полозья (ролики).
Благодаря отличной тяге дизельного двигателя, Matador часто использовался в качестве эвакуационного автомобиля. Так же на некоторых версиях Matador устанавливали дополнительную 5 или 7-тонную лебедку Turner. Она поставлялась с тросом длиной 76 м, пригодным, например, для буксировки самого себя, другого грузовика или артиллерийского орудия, застрявшего в грязи. Эта замечательная особенность делала автомобиль способным спокойно передвигаться по любой местности, даже самой суровой. Он также мог дополнительно буксировать стандартный одноосный прицеп, чтобы перевозить больше снарядов или провиант.
Впервые "Матадоры" были использованы в операциях во Франции и Норвегии в 1940 году. Эти неудачные кампании были провалены, что привело к эвакуации британских войск, машины были брошены и попали в руки немцев. Немецкие войска отремонтировали машины, и ввели их в эксплуатацию. На захваченные в Норвегии "Матадоры" были установлены менее мощные 7,4 литровые бензиновые двигатели мощностью 92 л.с., из-за отсутствия запчастей на английский дизель.
К 1944 году AEC удалось поставить 8 612 Matador'ов для нужд армии- не считая разнообразные модификации , что по британским меркам того времени, было отличным результатом в автомобильной промышленности.
Matador отлично послужил надежной основой для самоходной 6-фунтовой противотанковой установки "AEC Mk I Gun Carrier", более известная как "Deacon" (Дикон). Она был разработана в 1942 году для обеспечения подразделений британской армии в Северной Африке. Deacon перевозил 6-фунтовую противотанковую пушку с 24 снарядами, установленную на поворотной платформе, для защиты экипажа из четырех человек, орудие было оснащена большим бронещитом. Для маскировки Deacon над машиной устанавливался специальный брезентовый экран на каркасе, который маскировал его под обычный грузовик.
Версия 6x6 обозначалась как "AEC Marshall 854", но в армии всегда называлась "Matador". Его официальное название было "Armoured Command Vehicle, A.E.C., 6 x 6", а в движение он приводился более мощным 6-цилиндровым дизелем мощностью 150 л.с.. До конца войны было выпущен всего 151 грузовик. Большую часть своей деятельности 854ые трудились топливозаправщиками, но были и бортовые версии.
Так же на базе Маршала 6x6 выпускали бронетранспортеры - AEC Matador O857 (ACV Mk-I)
Четыреста бронированных командных машин AEC , известных в народе как Dorchester (Дорчестер), были построены на шасси Matador и Marshall для варианта 6х6. Производство бронеавтомобиля AEC началось в 1941 году. Было построено 629 машин, с орудиями от 40 мм до 75 мм. Они оставались в эксплуатации и после войны в качестве мобильных узлов связи и штабных автомобилей. Они получили несколько комплектов радиостанций средней дальности, плюс штабную палатку установленную снаружи.
И конечно же AEC Armoured Car Mark I. Самый большой и самый тяжелый британский бронеавтомобиль во Второй мировой войне.
После войны Матадоры выпускались в разных модификациях до 1960 года для гражданских нужд , некоторые модели прослужили в армии до начала 70-х.
Сегодня, спустя более 80ти лет, после начала производства, многие грузовики Matador все еще работают, благодаря преданности и заботе их владельцев, которые по праву гордятся своими автомобилями. На зарубежных сайтах Матадоры есть в продаже, цены начинаются от 4 000 фунтов стерлингов за полностью отреставрированный экземпляр.