Приветствую!
Уж не знаю, сколько этой техники у людей и закончится она когда-нибудь или нет, но в начале сентября нас, можно сказать, снова атаковали владельцы слабеньких ноутбуков - "экономисты". Верю, что большинство из них виноваты лишь в том, что пошли за покупкой в компьютерный магазин не выполнив домашнее задание (с одной авоськой). Хотите подешевле - вот отличная модель, 2 ядра (кхе-кхе), 4 гига (у-у-у-у), 500Гб диск (диск, ДИСК!!). Экран побольше - пожалуйста, добрый производитель и такое предусмотрел - "убогая" конфигурация в огромном корпусе с 17" экраном, ну разве не молодец?
Несколько лет мучений пробежали незаметно, ребёнок не то что поиграть на такой балалайке (да простят меня музыканты, не в смысле музыкального инструмента) не может, а на запуск браузера тратит несколько драгоценных минут. Но ноутбук же НОВЫЙ, ему всего 2-3 года, значит сейчас мы его отдадим в сервис, там "поставят ускоряющее п/о", "удалят тормозящее п/о", "почистят систему охлаждения" и он "залетает".
После небольшой паузы в начале сентября (деньги, понятное дело, закончились со всеми сборами детей в школу), на второй неделе пошли люди с одинаковыми конфигурациями ноутбуков и зеркальными проблемами. Ключевые фразы, встречавшиеся в монологе каждого: новый, тормозит, почистить, для учёбы, мало денег. Хроника одной среды и не всегда разумной, но всё-таки, модернизации трёх ноутбуков - ниже.
Ноут первый: HP
Очень много людей приносят ноутбуки во включенном состоянии. В данном случае причина банальна - выключить ноутбук можно только принудительно, ведь он на пару с Windows 10 занимается каким-то важным делом и ни на что не реагирует.
Такой экран можно наблюдать часами, тишину нарушает только шум вентилятора (если он, конечно, есть в конкретном ноутбуке) и треск работы жёсткого диска. "Спасибо" производителям, экономят часто теперь и на индикации активности диска, потому понять, есть ли какая-то "жизнь", просто нельзя (а ведь прерывание обновления может вылиться в немалую проблему).
В данном случае ноутбук сам перезагрузился через несколько минут, что позволило насладиться его временем загрузки.
Через 10 минут после запуска системы активность процессора начала спадать, и можно убедиться в том, что этой конфигурации помочь сложно:
Проверка жёсткого диска завершилась (порядок), занято менее 50Гб. Идеальный вариант - установка оптимизированной 10-ки, не загружающей процессор второстепенными (или очень важными, по мнению создателей) задачами. Клиент выбирает другой вариант - перенос системы на SSD, установка всех обновлений на текущий момент и удаление лишнего п/о (HP предустановил множество "нужных" приложений собственного производства). Жёсткий диск остаётся нам в зачёт части стоимости работ. Вскрываем ноутбук для выполнения работы, посмотрим на особенности комплектации модели.
Добраться до платы очень просто - типичная современная конструкция, откручиваем поддон и плата "лежит" на топ-кейсе.
Перекинутый через жёсткий диск шлейф с основной платы - это признак не самых дешёвых платформ, в нашем случае это лишь означает, что в подобном корпусе собираются и более приличные конфигурации (устанавливаются процессоры). Отдельный слот для памяти (правда, всего один), съёмный внешний аккумулятор, наличие резервной батареи BIOS, приличные динамики. Плата достаточно больших размеров, система охлаждения пассивная (для Celeron вполне себе решение).
Больше всего времени заняло обновление системы - уже на SSD установка всех обновлений заняла более 6 часов! За это время принесли другие ноутбуки, на них и переключимся.
Ноут второй: Acer Extensa 2519
Другая обложка, но суть аналогичная предыдущей модели.
Задача сразу поставлена клиентом - установка "не тормозящей" системы, SSD в отсек привода (если скорость будет нормальной и BIOS позволит), чистка ноутбука. Да, и такие ноутбуки бывают грязными. Не последнюю роль в этом играет наличие вентилятора, который выполняет какую-то важную функцию: никаких трубок в системе охлаждения нет, просто процессор накрыт пластиной, к которой прикручен вентилятор. "От винта!!!"
Да, я забежал вперёд. Концепция модели отличается от предыдущего HP, здесь поднимается топ-кейс с клавиатурой, а плата "лежит" в поддоне - назовём это "классикой".
Вот тут уже видно, что, несмотря на меньший корпус (модель 15.6"), плата совсем миниатюрная, а значительную часть внутреннего пространства занимает аккумулятор.
Количество пыли для такого ноутбука впечатляет:
Как видим, в этой модели основные разъемы находятся в задней части корпуса, а дополнительная плата с разъёмами - слева. Батарейка BIOS отдельная (к счастью хотя бы на этом не экономили), слот под память один.
Маленькая плата означает одно - мощных конфигураций или дискретной графики сюда не планировали.
А вот заглушка привода выглядит так:
Если бы производитель сделал переднюю часть съёмной, можно было бы поставить новый "бэй", но в данном случае придётся немного поломать то, что есть. На "Алиэкспресс" широко распространены наборы для разных моделей ноутбуков, позволяющие переделать "пустышки- корзины" для установки накопителя. Но обычно всегда можно взять внутренности обычной корзины и приспособить для почти любой модели (главное, чтобы был разъём в ноутбуке). Этим я и занялся. Разобрал готовую корзину, удалил лишние перегородки в пластике у корзины ноутбука и поставил плату и SSD накопитель.
Теперь (после т/о) осталось проверить, что скорость в отсеке привода нормальная. Для относительно новых ноутбуков это фактически уже не требовалось, но бывали исключения, как по скорости так и по определению накопителей в данном разъёме.
Всё в порядке. Теперь собираю ноутбук, устанавливаю "правильную" систему и удаляю со старого жёсткого диска системные файлы, не относящиеся к данным пользователя. Кстати, SSD NETAC - перефразируя известного персонажа мультфильма, "уж больно они у вас вкусные" - это я про цены, скорость и про отзывы.
Ноут третий: Lenovo Ideapad 320-15ikb
Очередной ноутбук , который принесли для такой же процедуры, что и два предыдущих, Lenovo. Клиент уже всё решил заранее, купил в DNS SSD накопитель (WD) и максимально точно обговорил цену и сроки работ.
Я не против, сам всегда люблю ясность и точность, но (обратная паранойя со стороны сервисника) очень часто за этим скрывается что-то другое, опущенные подробности или тонкости. Сам всё знает, почему не перенёс тогда? Объяснил ему, что могут быть тонкости, которые до разбора не узнаешь, тем более при осмотре было видно, что ноутбук разбирался - отсутствуют резиновые ножки, крепёж выглядит так, как будто уже добрый десяток раз выкручивался.
Первый сюрприз принесло простое открытие крышки ноутбука при клиенте, чтобы проверить его на включение. Петли настолько тугие, что я попросил показать, как сам клиент открывает ноутбук. Оказывается, одно резкое движение, и всё.
-Петли нужно расслабить. В данной модели это можно сделать, нужно разобрать корпус.
-Спасибо, меня так устраивает
Разбираю ноутбук, чтобы достать жёсткий диск для проверки и "клонирования". Кстати, в ноутбуке 2018 года, могли бы m.2 слот предусмотреть, грустно, что на относительно свежей и производительной модели скорость накопителя будет ограничена стандартом SATA.
А вот и второй сюрприз - средняя скорость диска примерно в 5 раз ниже нормальной - множество медленных секторов. На полную проверку 1Тб диска уйдет часов 6, и это если без серьёзных проблем.
Связываюсь с клиентом, клиент очень спешит. Объясняю, что в таком состоянии оставлять диск в ноутбуке не особо имеет смысл. Все мои аргументы разбиваются как об стену: "делаем, как запланировано". Ставлю на перенос системы как есть: если повезёт, и битых секторов на диске нет, этим сэкономим время, а если они есть и перенос будет неудачным, то будет значимый аргумент для скептически настроенного владельца ноутбука.
5 часов прошло, перенос медленно, но успешно завершился. Не люблю такие работы, когда вроде что-то делал, клиент заплатил деньги, но по всем пунктам остались вопросы. Почему не расслабить петли, ведь ноутбук частично разбирался, вопрос 500 рублей по сути? Зачем ставить медленный, "на грани" или даже возможно хуже, жёсткий диск в ноутбук? Почему не закончить его проверку, ведь диск вынут, ноутбук всё равно разобран и за это уже заплачено?
Думаю, что ближайшие недели в сервисе будут заняты подобными работами, это уже похоже на сезонность: 1 сентября, готовь ноутбук для ребёнка. Из года в год замечаю неприятную тенденцию: раньше детям покупали конфигурации бодрее. Тут либо экономия дошла до детей (а ведь говорили, что на детях и на свадьбах не экономят), либо вперёд шагнул талант у консультантов, которые умело "впаривают" унылые ноутбуки неподготовленным покупателям.
Спасибо за внимание! Стабильной работы Вашей технике, родителям терпения, а детям - хороших оценок!
#ноутбук для школы #модернизация ноутбука #слабый ноутбук #Установка SSD в ноутбук #истории компьютерного сервиса