Мне сложно справляться с дисциплиной в классе из 36 человек, которых раньше успокаивали криками и угрозами, но частично с этим помогает вопрос: "зачем вы ходите в школу?"
Дети знают универсальные ответы, что они приходят получать знания, развиваться, общаться с друзьями, узнавать новое и это нормальные ответы в силу их возраста.
Давайте также обсудим этот вопрос.
Безусловно, школа является удобным социальным институтом для того, чтобы, во-первых, разгрузить родителей за счет делегирования заботы о детях школе («камера хранения»), во-вторых, адаптировать маленького человека к жизни в обществе (социализация).
Но как же образовательная функция?
Да, она, несомненно, есть, но реализуется не так полезно, как могла бы. В своей книге «Освобождение от школ» 1971 года Иван Иллич бросает вызов обязанности посещать школу. В своей работе он сформулировал серьёзные недостатки школ:
⛔️Школьное учение приводит к зашколенности всего мировоззрения, когда учёба полезна только для её продолжения. Приобретаемые в школе навыки не представляют ценность, так как школа изолирует огромное количество людей от реальной жизни и лишает детей творчества, способности к свободному мышлению
⛔️Образовательные институты служат целям Учителей (организации), а не учащихся (потребитель) или реальным потребностям общества, что создаёт разрыв между образовательной и другими сфера и жизни.
⛔️Большая часть налогов идет на образование более богатых слоев, потому что они стптистически дольше учатся, чем их менее обеспеченные сверстники.
Иллич также предложил и варианты решения вышеперечисленных проблем:
❕Предоставить всем желающим учиться доступ к образовательным ресурсам (информирование, субсидии, MOOC, курсы и т.д.) вне зависимости от возраста и ресурсов.
❕Создать тематические образовательные сообщества (ассоциации) вместо школ для получения и передачи знаний, навыков, умений от старших коллег к младшим, где бы обсуждались именно интересующие тематики. В свою очередь, свободное обсуждение способствует саморазвитию и критическому мышлению, что сможет принести синергетический эффект всем участникам.
❕Школу следует избавить от образовательной функции, с которой она не справляется, и оставить только социальную: командообразование, поиск единомышленников, умение взаимодействовать с оппонентов и т.д.⠀
Стоит отметить, что подобная образовательная система может функционировать только в среде, где все люди желают и способны учиться, и располагают достаточной для этого мотивацией. Опираясь на повседневный опыт, вы можете подумать, что такая реальность невозможна. Однако нежелание учиться может быть связано с отторжением существующей системы, ассоциированием “школы” с негативом, но это вовсе не значит, что мнение не изменится вместе с “избавлением от школ”. Да. Нужно время на такие изменения, но они того стоят.