Неугомонный рокер компенсирует свои обычные набеги на оккультизм трогательными размышлениями о болезни после торжественного возвращения.
Алексис Петридис для The Guardian
"Я никогда не умру, потому что я бессмертен», — поет Оззи Осборн на втором треке своего 13-го сольного альбома. Это не единственный раз, когда Пациент Номер 9 упоминает обманутую смерть: «Я выйду из могилы… ты увидишь мое лицо», — поет он в песне "No Escape from Now", а в «One of Those Days» он «убивает себя – но я никогда не умрет». Можно сказать, что все это кажется в порядке вещей, и больше похоже на ту сверхъестественную чепуху, которая была частью бренда Оззи Осборна со времен Black Sabbath. Здесь много всякой чепухи, хотя похоже он ерничает больше, чем 50 с лишним лет назад: «Patient Number 9» — это альбом, припудренный пантомимой злодейского хихиканья и взрослыми мужскими голосами, кричащими в страхе: "Мама! Мамочка!" и еще чем-то вроде вопля плохого парня из дешевого фильма ужасов: «Кто-нибудь, остановите меня!» Между тем песня, в которой упоминается разложение, заканчивается фразой «Я люблю червей», спетой с сильным бирмингемским говором.
Можно понять, почему Осборн может быть озабочен обманом смерти или восстанием из могилы в 2022 году. Дело не только в том, что в последние годы его мучают проблемы со здоровьем — болезнь Паркинсона и операции после падения и борьба с нервными болями в числе прочего, — дело в том, что каждый проект, в который Осборн недавно вписывался, имел вид завершенности. Прощальный тур, альбом воссоединения с Black Sabbath, мотивированный завершением своей карьеры с группой «как полагается», последующий тур Sabbath под названием "The End": даже последний сольный альбом Осборна, "Ordinary Man" 2020 года, рассматривался, как если бы это было его последнее творение. Но вот он, два года спустя, снова с продюсером "Ordinary Man" Эндрю Уоттом, который явно фанатеет и полностью наслаждается собой, наворачивая вокальные эффекты в стиле "Planet Caravan" в "No Escape from Now" и зовет Эрика Клэптона сыграть в "One of These Days" в тяжелом стиле с вау-педалями, что, как ни странно, ближе к работе Клэптона с Cream, чем к его сольному творчеству.
Клэптон — часть звездного состава второго плана: вместе с Тони Айомми, Джеффом Беком, давним гитаристом Осборна Закком Уайлдом, Джошем Хоммом, Майклом Маккриди из Pearl Jam и покойным Тейлором Хокинсом... Звучание альбома, тем временем, умудряется быть актуальным — тут и там смело и вопиюще используется автотьюн — при этом всё ловко переключается между сладжем в стиле Sabbath, более глянцевым поп-металом из альбомов Осборна 80-х "Bark at the Moon" и "The Ultimate Sin" и странным интригующе обходным путем, в первую очередь на перегруженной струнными "A Thousand Shades", углубляется в фанатскую любовь Осборна к Beatles. Песни написаны плотно, даже когда их структура имеет тенденцию к эпизодичности или смене темпа. Они также прекрасно сбалансированы, припевы объемные и достаточно смелые, чтобы привлечь внимание, но не затмить суть главной достопримечательности. Безрадостный отчаянный вопль Осборна находится в центре всего, его лирические помыслы незыблемы: помимо оккультизма, здесь много размышлений о психических заболеваниях: «Они говорят тебе, что ты сумасшедший, ты веришь их лжи?» — и легкое вкрапление из «War Pigs» о тщетности конфликтов и зле власть имущих: «всем правит цирк сумасшедших», «разрушение никогда не ведет к переменам». Время от времени вы задаетесь вопросом, не коренится ли лирика в медицинских страданиях Осборна: не кажется ли перебором, что «сумасшедший, живущий внутри меня» в "Evil Shuffle", который «не отпускает меня», вдохновлен его опытом борьбы с болезнью Паркинсона.
И иногда тексты поражают воображение, что подводит нас к "Degradation Rules", музыкальной изюминке альбома: в ней участвует Айомми, и, как в "Damaged Soul" из последнего альбома Black Sabbath "13", он оглядывается поверх ярлыка «крестные отцы металла» назад к своим корням, как своеобразной извращенной, тяжелой блюз-рок-группе. Это также песня, в которой Осборн советует своим слушателям избегать опасности чрезмерного онанизма. Когда он начинает орать о "мастурбации дураков", вы изначально думаете, что это метафора, возможно, для эгоистичных политиков — возможно, мастурбирующие дураки находятся в сговоре с цирком безумцев во главе шоу — но нет: он буквально говорит о людях, которые не могут перестать дрочить. "Рука, которая кормит тебя, также тебя ослепляет", — предупреждает Оззи. Только не эта старая пошлость.
В противоположность этому, «Patient Number 9» завершается песней «God Only Knows», прекрасной стадионной рок-балладой, в которой Осборн размышляет о собственной смерти в терминах, которые попеременно резко воздействуют на него: «Я не знаю, справлюсь ли я, но я отказываюсь от контроля» — и театрально: «Лучше гореть в аду, чем угасать», — поет он, совершенно по осборновски переосмысляя старый стих Нила Янга, который в итоге стала частью предсмертной записки Курта Кобейна. Подмывает сказать, что это звучит как элегическое прощание, и что альбом, который он завершил, был бы прекрасным способом раскланяться. Но опять же, мы уже были в этой ситуации с Осборном несколько раз.
#ukmag #оззиосборн #guardian #новыйальбом