В число наиболее надёжных библейских свидетельств о том, что в допленной Иудее дети приносились в жертву Яхве, входит отрывок Иез. 20, 25-26. В нём Яхве заявляет устами пророка начала VI в. до н.э. Иезекииля: «Я дал им (т.е. евреям) законы недобрые (ḥuqqim lo ṭoḇim) и уставы, которыми они не могут жить (mišpaṭim lo yiḥyu bahem), и осквернил (wa’aṭamme’) их дарами их (matnotam), проведением (bəha‘aḇir) всего, открывающего утробу (kol peṭer raḥam), чтобы погубить их (’ašimmem)» (Иез. 20, 25-26).
Данный отрывок входит в состав обвинительной речи Яхве, а именно её части (Иез. 20, 18-26), посвящённой второму поколению израильтян в пустыне. О первом поколении «бог Израилев» говорит, что он «дал им законы мои (ḥuqqotay), и объявил им уставы мои (mišpaṭay), исполняя которые, человек жив был бы через них» (Иез. 20, 11), но они не стали их соблюдать. Тогда Яхве обратился к второму поколению: «И говорил я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их, и не оскверняйте себя идолами их» (Иез. 20, 18). Однако они оказались столь же непослушны, тогда Яхве наказал их «за то, что они постановлений моих не исполняли и заповеди мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их» (Иез. 20, 24).
Наказание заключалось в том, что вместо добрых законов евреям были даны «богом Израилевым» «законы недобрые», а вместо уставов, обеспечивающих жизнь, уставы, которые губят. Их практическим выражением является «проведение» (через огонь, т.е. сожжение) «всего, открывающего утробу», т.е. первого ребёнка (любого пола), рождаемого женщиной.
Из этого свидетельства Иезекииля следует, что в начале VI в. до н.э. в Иудее практиковалось принесение детей в жертву Яхве, причём считалось, что это делается по закону, установленному самим Яхве. Неясно, является ли утверждение Иезекииля о том, что такой закон был дан во время странствия евреев в пустыне, личным мнением этого пророка или общим мнением. Личное негативное отношение Иезекииля к человеческим жертвоприношениям отражает его заявление о том, что законы, по которым они совершаются, являются недобрыми и что они были даны Израилю в наказание за его непослушание, чтобы «погубить» его. Иудейские современники Иезекииля, приносившие своих детей в жертву Яхве, несомненно считали, что поступают правильно и благочестиво.
Детских жертвоприношений касается также обличительная речь Яхве против Иерусалима в 16-й главе Книги пророка Иезекииля. Она включает откровенное описание священного брака между Яхве и Иудеей, понимаемой как личность женского пола: «Ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли, и ты была нага и непокрыта. Я проходил мимо тебя, и увидел тебя, и вот, время твоё было время любви, и я простёр полы мои над тобою, и покрыл твою наготу (‘erwa, т.е. влагалище), и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит господь Яхве, и ты стала моею. Омыл я тебя водою и смыл с тебя кровь… Сыновей своих и дочерей своих ты родила мне» (Иез. 16, 7-9, 20).
Обращаясь далее к Иудее, Яхве заявляет: «И ты взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых родила мне, и приносила в жертву им (т.е. мужским образам – ṣalme zaḵar, см. Иез. 16, 17) на съедение (wattizbaḥim lahem le’eḵol). Мало ли было твоих блудодеяний? Но ты заколала (wattišḥaṭi) и сыновей моих и отдавала их, проводя их для них (bəha‘aḇir ’otam lahem)» (Иез. 16, 20-21). В другом месте Яхве обвиняет Самарию и Иерусалим (т.е. Израиль и Иудею) в том, что «они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами (gillulim) своими прелюбодействовали, и даже детей своих, которых родили мне, проводили в пищу им (he‘eḇiru lahem lə’aḵla)… Они заколали сыновей своих для идолов своих (bəšaḥaṭam ’et-bənehem ləgillulehem)» (Иез. 23, 37-39). Как и в Иез. 20, 25-26, речь здесь идёт о «проведении» через огонь (т.е. сожжении) детей обоих полов.
В последних двух цитатах приносимые в жертву дети служат пищей (’eḵol или ’aḵla) для «мужских образов» или «идолов», которые, таким образом, их пожирают. Точно так же пожирает своим огненным языком жертвы «бог Израилев»: «Яхве, бог твой, есть огонь пожирающий (’eš ’oḵela)» (Втор. 4, 24), «язык его – как огонь пожирающий» (uləšono kə’eš ’oḵalet) (Ис. 30, 27), «И вошли Моисей и Аарон в шатёр совета, и вышли, и благословили народ. И явилась слава (kaḇod) Яхве всему народу, и исшёл огонь от лица (panim) Яхве и пожрал (to’ḵal) на жертвеннике всесожжение и тук» (Лев. 9, 23-24).
Яхве здесь обвиняет Израиль и Иудею в том, что они приносили в жертву «идолам» (т.е. другим богам) детей, которых родили в священном браке с ним, и из настойчивого употребления притяжательных местоимений следует, что предметом осуждения является не жертвоприношение как таковое, а принесение в жертву другим богам детей, которые рождены от и для Яхве и ему же в жертву и должны быть принесены. Собственных детей Яхве желает пожирать сам, не делясь ими с другими богами.
См. тж.:
https://ridero.ru/books/vot_b-gi_tvoi_izrail/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/141529705/
https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/vot-b-gi-tvoi-izrail-yazycheskaya-religiya-evreev/