Найти тему
Православие.ONE

Святые Отцы говорят: "Единственная польза от здешней жизни"

Что наша жизнь земная? Одно мгновение по сравнению с вечностью.

Многие не зря говорят, что вчера были юные, а сегодня уже и конец близок, а так хочется ещё пожить. Но всему свое время.

Григорий Богослов говорил:

Единственная польза от здешней жизни в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого.

Потому скорбеть об ушедшем не сто́ит. Если человек готовится к жизни вечной, то он и не сожалеет ни о чем. Он уже покаялся в грехах и старается следить за собой. Впереди вечность!

Святые Отцы и вовсе советуют "не копаться" в себе, а каяться и идти дальше, не останавливаясь.

Святитель Тихон Задонский пишет:

Ради того и в мир этот рождаемся, чтобы перейти в Вечную Жизнь. Не к временной, но к Вечной Жизни создал нас Бог. Временная жизнь не что иное есть и должна быть, как путь к Вечной, и этим путем мы должны идти с немалой осторожностью, ибо много врагов окружают его. Ради того Сын Божий в этот мир пришел, чтобы нам к Вечной Жизни отворить двери, которые мы грехами нашими затворили, и к Нему показать путь, который мы потеряли.
-2

У Святителя Иоанна Златоуста есть удивительное размышление о жизни, в котором он говорит, что мы находимся здесь в состоянии птенцов, которые ослабели от того, что хотят остаться в своем гнезде. То есть мы привязаны к земному и не стараемся даже измениться, не каемся должно и не приносим плодов покаяния. И чем дольше мы будем сидеть в гнезде, тем слабее будем.

Действительно, настоящая жизнь — гнездо, слепленное из соломинок и грязи. Если в продолжение лета мы не будем хорошо вскормлены, так чтобы по наступлении зимы могли летать, то матери не возьмут нас, но оставят умереть от голода или, когда упадет гнездо, — погибнуть. Тогда Бог, все возобновляя и поставляя в новый порядок, разорит все, как гнездо, только с большей легкостью, чем разоряются гнезда. Тогда неоперенные и не могущие встретить Господа в воздухе, но так бедно вскормленные, что не получили легких крыльев, потерпят все то, что естественно терпеть находящимся в таком состоянии. Итак, когда гнездо ласточки падает, птенцы ее тотчас погибают; но мы не погибнем, а будем вечно под наказанием.

Многие теперь желают узнать свой исход, ходят к гадалкам и по прочим ясновидящим, но никто из них не спросит даже: а как жить, чтобы исход души был благоприятным? А всё от того, что нерадеем о своем спасении. Но у каждого свой крест и он обязан его нести до конца.

-3

А Святитель Иоанн Златоуст даёт более прямой ответ нам на этот вопрос:

Беги от волн вожделений, уклонись от житейских бурь, и, возвышаясь над страстями, как бы над волнами, плыви по житейскому морю, вверив душевную ладью спасительному Древу. Мачтой пусть будет тебе крест, якорем — вера, канатом — надежда, веслом — молитва, штурвалом— правые помыслы, парусом — Христос, попутным ветром — Дух Святый, кормчим — Отец всего сущего. Если ты будешь плыть таким образом, для тебя не будет неизвестным конец жизни. Настоящая жизнь есть путь, и нет в ней ничего постоянного, но мы проходим мимо и скорбей ее, и радостей.

Марк Подвижник говорил всегда, что вся жизнь наша полна событий и она похожа на ярмарку. Кто научился или уже умеет торговать получает, как правило, прибыль, а кто не научился и не умеет, понесёт убыток.

Потому и живём мы не зря и время, данное Богом, нужно правильно распределять. Но на что его употребить?

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит:

Земная жизнь дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение. Не будем терять драгоценного времени для тления, чтоб не утратить единственного нашего сокровища — Христа. Все христианское житие на земле есть не что иное как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственной покаянию.
-4

И возвращаясь к Святителю Иоанну Златоусту, у него есть ещё одно очень интересное сравнение нашего пребывания на земле с гостиницей:

Состояние здешней жизни нисколько не разнится от гостиницы и пребывания в постоялом доме: это и желали выразить святые, называя себя странниками и пришельцами, и такими словами научая нас пренебрегать и удовольствиями, и неприятностями настоящей жизни и, отрешившись от земли, всею душою прилепляться к небу. День бывает худ или хорош не по своей природе... но по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то — худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Диавол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням.

И будем помнить, как говорил Василий Великий, что настоящая жизнь христианина есть труды и подвиги, а будущая - венцы и награда за эти труды и подвиги.

Будем идти путем спасения. Всем помощи Божией!

Аминь.

Другие публикации канала