Система прослеживаемости в России коснулась и рынка рекламы. 1 сентября 2022 вступает в действие ст. 18.1 Закона о рекламе. Что это означает для рекламодателей? Давайте разберем пошагово процесс подачи рекламы в интернете по новым правилам:
1. Рекламодатель, рекламораспространитель и оператор рекламных систем перед подачей рекламы в интернете должны обратиться к оператору рекламных данных (ОРД). Кто им будет - решит комиссия при Роскомнадзоре.
2. Оператор присваивает рекламе идентификатор, при помощи которого её можно будет проследить. Каким образом будет присваиваться идентификатор, зависит от решения Роскомнадзора.
3. Далее рекламу с присвоенным идентификатором можно начинать распространять в сети.
4. После распространения информация о рекламе должна быть передана в ОРД. Тот перенаправляет данные в Роскомнадзор. Ведомство их учтет, обработает и будет хранить не менее 5 лет.
Требования к интернет-рекламе:
- наличие пометки «реклама»
- указание на рекламодателя или на страницу в интернете, где можно найти информацию о нем.
Важно: реклама, которую размещают в телепрограммах, радиопрограммах (передачах), которые также будут транслировать в сети, под эти требования не подпадает.
Кто должен передавать информацию о рекламе:
- те, кто распространяет рекламу
- операторы рекламных систем
- владельцы соцсетей
- владельцы аудиовизуальных сервисов
- новостные агрегаторы
- организаторы распространения информации в интернете
- рекламодатели, но не все.
Кто не передает информацию о рекламе?
1. Оператор социальной рекламы.
2. Рекламодатель – продавец или производитель товара, который рекламируется, если он передал напрямую или через уполномоченное лицо обязанность по передаче информации о рекламе рекламораспространителю или оператору рекламной системы.
3. Рекламодатель – владелец исключительных прав на рекламируемые объекты.
Характер информации, которую нужно передавать в ОРД:
- о непосредственно рекламе
- о том, кто рекламу подавал
- о том, кто ее распространял
- об операторе рекламной системы.
То есть у оператора должны быть данные обо всей цепочке договоров, которые были заключены для распространения рекламы, в том, числе информация о реквизитах и содержании актов оказанных услуг.
Информацию о рекламе не нужно передавать:
- если речь идет о рекламе своих товаров в виде рассылки по электронной почте или сообщений для групп пользователей,
- если реклама в теле- и радиопередачах, которые транслируются и в сети, совпадает с рекламой в тех же передачах, которые показываются другими способами вещания.
Сроки передачи информации о рекламе оператору пока не закреплены в нормативных документах. Однако, существует проект правительственных поправок, который предусматривает передачу информации через 20 календарных дней после распространения рекламы.
Кто будет иметь доступ к информации о рекламе:
- Роскомнадзор
- налоговики
- антимонопольная служба
- заказчики и другие участники рынка – в части, которые касаются их прав и обязанностей.
Объем доступа к информации для каждого категории получателей установлен Роскомнадзор.
Сведения предоставляются через специальный сервис. Воспользоваться им можно при наличии учетной записи на Госуслугах.
Документы для изучения:
Федеральный закон от 02.07.2021 N 347-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 974
Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948
Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р
Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 N 63