В этой статье разбираем третий параметр, влияющий на экспозицию фотографии — ISO. Про первые два мы говорили в статьях про выдержку и диафрагму.
ISO — регулирует чувствительность матрицы фотоаппарата к падающему свету.
Изначально значения ISO были установлены Международной организацией по стандартизации для обозначения светочувствительности фотоплёнки. Эти же стандарты ISO перекочевали в цифровую фотографию и имеют ту же систему нумерации.
Значения ISO указаны в условных единицах чувствительности. Начальное и конечное значения зависят от возможностей камеры. Шаг между значениями, отличающимися в два раза, равен одному стопу экспозиции. На некоторых камерах возможна регулировка значениями в 1/3 стопа.
100 — 200 — 400 — 800 — 1600 — 3200 между этими значениями один стоп экспозиции
Это значит, что при увеличении ISO со значения 100 до 200, для получения снимка такой же яркости потребуется в два раза меньше света. Для компенсации экспозиции можно укоротить на один стоп выдержку или закрыть на один стоп диафрагму.
Треугольник экспозиции
Выдержка, диафрагма и ISO связаны между собой через контроль экспозиции — каждый параметр может сделать снимок светлее или темнее. При этом каждый обладает дополнительным свойством.
Выдержка — контролирует передачу движения в кадре
- Чем быстрее закрывается затвор камеры, тем меньше света попадает на матрицу и тем темнее снимок. И наоборот, чем дольше открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу и тем ярче будет снимок.
- Чем дольше открыт затвор камеры (длиннее выдержка), тем стремительнее движение или бесконечнее время. Короткая выдержка выхватывает мгновения из потока, которые мы неспособны фиксировать взглядом. Движение замирает, время останавливается.
Диафрагма — контролирует размытие и количество планов на снимке
- Чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше света проходит через отверстие и тем темнее снимок. Открытая диафрагма пропускает больше света и яркость изображения повышается.
- Изменяя отверстие диафрагмы, фотограф манипулирует вниманием зрителя. Открыв диафрагму, фотограф отсекает размытием часть изображения, делая его нечитаемым для зрителя. Закрытая диафрагма позволяет увидеть больше различных планов, зритель может сопоставить происходящее на переднем и заднем плане.
ISO — контролирует чувствительность матрицы камеры к свету
- Чем выше значение ISO, тем меньше света необходимо для фиксации изображения.
- Чем выше значение ISO, тем больше шумов на изображении.
Так как все три параметра влияют на экспозицию фотографии, то изменения одного параметра, могут быть скомпенсированы двумя другими таким образом, чтобы яркость снимка сохранилась неизменной.
Три фотографии ниже сделаны с разными значениями выдержки, диафрагмы и ISO, но экспозиция на всех снимках одинакова.
Шумы при высоких значения ISO
К сожалению, увеличение ISO имеет неприятный побочный эффект — появление шумов в виде цветной крошки на изображении. Чем выше ISO, тем больше шумов. Максимальное значение ISO, при котором шумы ещё незаметны и не снижают детализацию изображения, зависит от конкретной модели камеры.
Увеличивать ISO нужно с осторожностью. По умолчанию нужно стараться снимать с минимальным значением ISO, тогда фотография получится чище. Прибегать к повышению ISO нужно в ситуациях, когда увеличение яркости кадра другими параметрами приведёт к худшим результатам: смаз при длинной выдержке или уменьшение ГРИП, при котором важные детали заднего плана перестанут читаться.
Авто ISO
Большинство современных камер обладают функцией автоматического подбора ISO. В зависимости от модели камеры можно выбрать различные ограничения:
- всегда можно ограничить максимально допустимое значение ISO, чтобы избежать сильных шумов
- некоторые модели камер позволяют задать минимальное значение ISO
- некоторые модели позволяют задать минимально допустимое значение выдержки, при достижении которого нужно повышать ISO. Это полезно, чтобы не допустить смаз при съёмке с рук
Изучите возможности вашей камеры в инструкции, правильной настройке функция Авто ISO снимает необходимость думать об этом параметре в процессе съёмки.
Стилизация цифрового шума под плёночное зерно
Иногда в качестве художественного эффекта в фотографии используется зернистость, но это не то же самое, что и цифровой шум, получаемый при высоких значениях ISO. Основная проблема цифрового шума в его регулярной структуре и цветовых вкраплениях, а то время как зернистость, свойственная плёночной фотографии, монохромна и имеет более хаотичную структуру.
Если по каким-то причинам пришлось снимать на высоких значениях ISO и в фотографии появился шум, то его можно стилизовать под плёночное зерно. В программе Adobe Lightroom это можно сделать следующим образом.
Избавиться от цветного шума. На вкладке Detail выставить бегунок Color на значение 100, это уберёт цветную крошку с изображения. Экспериментируйте со значением, возможно будет достаточно меньшей степени воздействия. Бегунок Luminance сглаживает изображение, но двигать его нужно аккуратно — чем выше его значение, тем сильнее падает детализация изображения.
Добавить декоративное зерно. На вкладке Effects в разделе Grain настроить параметры зерна. Бегунок Amount регулирует количество добавляемой крошки. Не переборщите. Старайтесь выбрать значение, когда фактура зерна видна, но не слишком активна. Начните со значения в диапазоне от 15 до 25. Бегунок Size определяет размер крошки, оптимально 20-30. А параметр Roughness определяет распределение крошки, от упорядоченной структуры до более хаотичной. Небольшой совет: для файлов, экспортируемых в небольшом разрешении, стоит выбирать меньшие значения Amount и Size.
Алгоритм выбора параметров экспозиции
В зависимости от снимаемого сюжета определяем подходящие визуальные средства: заморозка или смаз движения, большая или малая глубина резкости.
- В сюжете необходима определённая глубина резкости — устанавливаем нужное значение диафрагмы, а выдержкой компенсируем изменение экспозиции кадра. Если выдержка получается слишком длинной и есть риск смаза, то увеличиваем значение ISO.
- В кадре есть двигающиеся объекты — устанавливаем нужное значение выдержки, при котором движение в кадре будет заморожено или смазано (в зависимости от художественной задумки), а изменение экспозиции компенсируем диафрагмой. Если глубина резкости должна остаться неизменной, то меняем значение ISO.
- При возникновении конфликта: закрыв диафрагму и получив требуемую глубину резкости, увеличиваем значение выдержки для компенсации экспозиции и получаем слишком длинное значение. Это приводит к размытию движущихся объектов на фотографии. Для устранения смаза увеличиваем ISO и сокращаем выдержку до тех пор, пока картинка не станет статичной.
Выбор подходящего значения ISO
Вот несколько общих правил подбора правильного уровня чувствительности для цифровой матрицы зеркальных и беззеркальных камер.
ISO 100. Максимально интенсивное освещение. Подходит для съёмки на улице в солнечный день.
ISO 400. В помещении возле окна, на улице в облачный день, сумерки.
ISO 800. В помещении с искусственным освещением.
ISO 1600 или выше. На улице в темноте или в помещении с приглушённым освещением.