Упражнение №1, которое мы играли на прошлом уроке большим пальцем (P) правой руки, в технике игры на гитаре фламенко называется "пульгар" (pulgar).
Кстати будет отметить, что относительно не слишком в далёком прошлом на гитаре токаоры играли только именно большим пальцем правой руки. Другие пальцы практически не использовались. А слово pulgar так и переводится с испанского - "большой палец".
Другими словами, пульгар является одной из главных техник звукоизвлечения гитаристов фламенко при исполнении мелодических линий не только в басу, но и в средних, и даже высоких голосах. Так что эту технику обязательно нужно отрабатывать множеством специальных упражнений и примеров из практики разных жанров музыки фламенко.
Большим пальцем извлекаются не только отдельные звуки на одной струне, но и несколько вплоть до всех струн (аккорды). Однако в последнем случае речь идёт, скорее, о другом методе игры большим пальцем - приёме альсапуа (alzapúa). Об этом чисто фламенковском техническом приёме речь пойдёт значительно позже. Здесь же мы будем играть пока одиночные ноты большим пальцем.
Поговорим теперь о том, как размещается кисть правой руки, а также большой и все остальные пальцы при выполнении приёма пульгар. Вся позиция кисти при игре приёмом пульгар нацелена на то, чтобы получить чёткий и мощный звук из струны.
При использовании техники пульгар кисть руки токаодора должна располагаться с небольшим углом к предплечью. При этом кисть размещается в основном между резонаторным отверстием и струнодержателем - это хорошо видно как на верхнем изображении, так и нижнем:
Запястье имеет такую же округлость, как и в случае с «классическими» гитаристами. Ладонь развернута так, чтобы ребро ладони со стороны мизинца и сам мизинец находились ниже, чем противоположная сторона ладони. Указательный и, возможно, средний пальцы для опоры могут находиться либо на первой и второй струне, либо на верхней деке ниже струн, а безымянный палец и мизинец – свободные, чуть поднятые. Этим положением создается противовес кисти, поэтому ее стабилизация в неподвижном и расслабленном состоянии значительно облегчается.
Движение пальца производится в основном его кистевым суставом (и незначительно средним), а вот ногтевой сустав вообще не должен сгибаться. Нередко большому пальцу помогает вся кисть правой руки, выполняя резкие вращательные движения запястьем при каждом ударе, снимая тем самым излишнюю нагрузку с пальца.
Стоит отдельно отметить, что указательный и средний пальцы не служат неподвижной опорой для кисти, а только лишь являются неким контрольным ориентиром для гитариста. В противном случае кистевое вращение при ударе по струнам произвести будет невозможно. В начале удара (или последовательности ударов) они находятся в какой-либо точке на деке или струне, а непосредственно при ударе (ударах) они либо отрываются при вращении кисти от этой точки, либо двигаются вскользь по деке или опорной струне вслед за кистью. Главное при этом - не менять выстроенную конструкцию положения кисти: кисть - условная опора - большой палец. Эта конструкция должна быть неизменной, меняется только угол вращения кисти в зависимости от интенсивности ударов.
Удар по струне происходит сначала скользящим касанием боковой стороны мякоти (callo), а затем краем ногтя (una) большого пальца. Движение пальца при этом является естественным «падением» его на струну с дополнительным усилием, зависящим от того, насколько громко должно быть звучание тех или иных звуков.
После удара по струне движение большого пальца заканчивается на соседней - более тонкой - струне (он своей мякотью опирается на неё). Другими словами, после удара по требуемой струне большой палец продолжает свое движение до упора в следующую струну. Такой способ звукоизвлечения называется "апояндо" (с опорой). Он применим не только при игре большим пальцем, но и всеми остальными пальцами правой руки за исключением мизинца. Мизинец участвует только в игре приёмами сложного расгеадо, о которых вы узнаете чуть позже.
По мнению профессиональных токаодоров, траектория движения кончика большого пальца, исполняющего большинство пассажей приёмом пульгар, должна быть направлена в сторону безымянного пальца и заканчиваться на его середине, если бы ему не нужно было касаться струны.
Я понимаю, что совсем новичкам в деле игры на гитаре будет нелегко понять всё вышеописанное, поэтому им пока что нужно научиться работать большим пальцем не на уровне чистого приёма пульгар, а на уровне классического приёма "апояндо". То есть продолжать играть так, как они играли упражнение предыдущего урока №3. После твёрдого освоения нескольких похожих упражнений (они будут присутствовать некоторое время в уроках и далее) нужно будет вернуться сюда и сыграть предложенные здесь и далее упражнения на приём пульгар.
Можно было бы в дополнение к письменному описанию предложить видеоролик, на котором хорошо видно, как производятся движения кисти и пальца при игре на гитаре приёмом пульгар, но проблема в том, что по правилам размещения видеоконтента администрацией канала Дзен не приветствуется видео с других ресурсов. В том числе даже то, что создано самим автором и размещено в интернете, например, через Youtube. Выход один у моего читателя: связаться со мной по емейл (ewa590104@gmail.com) и запросить видео напрямую. Однако отвечать буду только подписчикам, которые напишут хотя бы один комментарий к любому уроку.
А теперь - упражнение №2 на увеличение подвижности большого пальца правой руки для совсем начинающих гитаристов (тех, кому ещё рано играть приёмом пульгар):
Все рекомендации к правильному исполнению упражнения №1, размещённого на уроке №3, полностью подходят и для упражнения №2: звукоизвлечение - апояндо (с опорой на соседнюю струну), играть обязательно со счётом (раз-два-три-четыре) и так далее. Одно замечание: две начальные ноты первого такта упражнения №2 длятся два счёта каждая, то есть первая нота длится на счёт "раз-два", а вторая нота - на счёт "три-четыре". А дальше все ноты упражнения до самого конца играются на каждый счёт.
Нотной грамотой займёмся вплотную с урока №6, а пока что играем без неё.
А ниже - упражнение для отработки приёма пульгар для тех, кто немного играет на гитаре, но в ином стиле (не фламенко):
Играть медленно - метроном настроить на 60 ударов в минуту. Главная задача - контролировать движение кисти и точность попадания большого пальца на нужные струны, как на ту, которую извлекаете, так и на ту, где останавливается движение пальца (опора).
Сразу скажу, что заниматься следует долго и упорно, чтобы получить навык приёма пульгар. Возможно даже, пройдёт не одна неделя... У нетерпеливых это продлится на месяцы. Поверьте на слово.
Занимаемся, играем под счёт или метроном, все ноты извлекаем только приёмом пульгар (большим пальцем).
============================================
Ноты раздела "Проверь свой уровень" (см. статью здесь). На этом уроке предлагаю попробовать сыграть без проблем пару арпеджио:
До новых уроков! Подписывайтесь, лайкните, если вам интересно! Давайте вместе продвигать канал!