Найти в Дзене
VIKENT.RU

Возникновение жанра литературного портрета Шарля Сент-Бёва

Оглавление

Данная статья относится к Категории 🔮 Появление нового жанра

1.  Сент-Бёв Шарль — французский литературный критик, создатель собственного метода критики, который в дальнейшем был назван «биографическим» & Иоганн Вольфганг Гете в профиль слева
1. Сент-Бёв Шарль — французский литературный критик, создатель собственного метода критики, который в дальнейшем был назван «биографическим» & Иоганн Вольфганг Гете в профиль слева

Шарль Сент-Бёв стал родоначальником жанра во французской литературе - литературного портрета. Словосочетание: «литературный портрет» («portrait litteraire») было введено им в обиход в заголовке одного из своих сборников: Critiques et portraits litteraires.

Если Оноре Бальзак «… коллекционировал «мужчин, женщин и вещи» как знаки определённой социальной системы, Сент-Бёв попытался создать коллекцию «гениев», творческих «умов» как знаков системы культурно-психологической. Бальзак считал писателя «секретарём общества». Сент-Бёв называет критика «секретарём публики»: «Я осмелюсь утверждать, - писал он, - что критик - всего лишь секретарь публики, но такой секретарь, который не ждёт, пока ему начнут диктовать, а каждое утро угадывает, предвосхищает и записывает мысли всех остальных».

Замысел основать «науку о человеческом духе», разделить человеческие умы по семействам, создать классификацию талантов НЕ был реализован Сент-Бёвом полностью.

Но само наличие такой обобщающей идеи, такого широкого подхода заставляет иначе посмотреть на литературные портреты Сент-Бёва, увидеть в них не просто разрозненные очерки о писателях, написанные по случаю, по заказу издателя, но каждый из них рассматривать как часть пусть не состоявшегося, но мыслимого, чаемого целого. Что такой подход позволяет понять в каждом отдельном портрете и в своеобразии жанра литературного портрета, родоначальником которого стал Сент-Бёв? В свете сказанного, жанр литературного портрета в целом может быть прочитан как способ реализации в творческой практике Сент-Бёва его концепции «семейства умов» («herborisation des esprits»). Для Сент-Бёва литературный портрет призван выполнять функцию, не ограничивающуюся простой занимательностью, но в пределе произведения этого жанра должны стать клеточками универсальной таблицы человеческих умов».

Трыков В.П., Французский литературный портрет XIX века, М., «Флинта»; «Наука»,1999 г., с. 123.

Комментарий И.Л. Викентьева:

Замечу, что если, например, Денни Дидро (и многие другие) стремился назвать универсальные свойства гениев, Шарль Сент-Бёв стремился дать описание каждого гения…

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 16-ти видео:

ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 11 сентября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 288:

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / КОНТЕНТА и их ВЛИЯНИЕ на РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (часть I)

Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс портала VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить с курса: https://vikent.ru/w0/

Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 18 сентября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Сент-Бёв Шарль — французский литературный критик, создатель собственного метода критики, который в дальнейшем был назван «биографическим» / Public Domain & Иоганн Вольфганг Гете в профиль слева / Public Domain

#vikent_ru #культура #творчество #жанр #изобразительноеискусство #литературоведение #первопроходец #эталон #образы