Найти в Дзене
МК

В сделке Вучича с Косово увидели только плюсы

Президент Сербии Александр Вучич заявил о готовности Белграда принимать косовские документы на въезд и выезд на свою территорию. Косовские власти, в свою очередь согласились на аналогичный шаг. Такое решение обеих сторон открыло возможность свободного перемещения между основной территорией Сербией и Косово. Чего хочет добиться и чем рискует сербский президент, идя на договоренности с Приштиной, разбираемся с экспертом.

  Global Look Press
Global Look Press

Громкие слова спецпредставителя США на Балканах Габриэля Эскобара о том, что пора забыть нарратив «Косово – это Сербия» и заменить его на «Косово и Сербия – это Европа», произвели немалый резонанс. На этом фоне решение Александра Вучича отменить въездные документы для граждан, проживающих на косовской территории вызвали мысли о том, что Белград делает шаги к признанию самостоятельности края. Приштина также отказалась вводить такие документы для граждан Сербии, живущих в Косово.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель на своей странице в социальной сети объяснил смысл сделки: «Сербия согласилась отменить документы на въезд и выезд для обладателей косовских внутренних паспортов, а Косово отказалось вводить их для обладателей сербских паспортов. Теперь сербы из Косово, как и все другие его граждане, смогут ездить в Сербию и обратно, используя внутренние паспорта».

И кажется, что тонкая идиллия между сторонами достигнута. Учитывая события начала августа, когда анонсированное введение запрета Приштиной въезда на свою территорию обладателей сербских автомобильных номеров и документов вызвало жёсткие столкновения местных сербов с косовскими правоохранителями и строительством баррикад на границе, нынешняя сделка выглядит как шаг в сторону урегулирования возможного будущего конфликта. Напомним, что властями Косово было перенесено принятие решения о запрете на въезд с сербскими документами на 1 сентября.

Приветствовал решение конфликтующих сторон и генсек НАТО Йенс Столтенберг, попутно призвав Приштину и Белград договариваться и по оставшимся вопросам. Главой альянса также было отмечено, что натовская миссия в Косово остаётся бдительной. И эта бдительность была доказана в середине августа, когда во многих косовских изданиях появлялась информация о том, что Международная военная миссия по поддержке мира в Косово и Метохии под командованием НАТО (KFOR) усилила своё присутствие на КПП Яринье и Брняк.

С одной стороны, нынешние договорённости действительно указывают на движение конфликта в сторону хотя бы частичного улучшения. С другой стороны, между молотом и наковальней оказался президент Сербии Александр Вучич, для которого подобное решение обернулось перешёптыванием мира о скорой полноценной самостоятельности Косово.

Сербская сторона поспешила опровергнуть подобные слухи. Так, директор канцелярии по Косово и Метохии Петар Петкович, комментируя договорённости, заявил: «Вопреки всем препятствиям и принуждению, мы смогли сохранить сербские личные документы для нашего народа в крае, а тем самым и присутствие Сербии на этой территории. Каждый серб южнее и севернее реки Ибар без исключения сможет нормально и без проблем жить, работать, ездить и проходить через административные пункты перехода».

Да и о каком признании может идти речь, если на КПП между Косово и Центральной Сербией будут размещены таблички с разъяснением, текст которого также привёл Петкович. Текст гласит: «Обеспечение возможности использования личных документов, выданных со стороны Приштины (Косово), производится исключительно из практических соображений ради облегчения положений отдельных лиц и обеспечения свободы передвижения в соответствии с соглашением о свободе перемещения, достигнутом в диалоге в 2011 году, и не может трактоваться как признание провозглашённой в одностороннем порядке независимости Косово и предопределение окончательного статуса Косово и не может рассматриваться как согласие Белграда на отступление от резолюции Совбеза ООН 1244».

По словам старшего научного сотрудника Института славяноведения РАН, главного редактора журнала «Вопросы истории» Петра Искендерова, действия президента Сербии довольно грамотны и логичны: «Дело в том, что это решение Вучича, в принципе, соответствует тому курсу, который он проводит в отношении проблемы Косово все последние годы.

Это стремление найти компромиссное решение, которое, с одной стороны, не требует от Сербии признания независимости Косово де-юре, но одновременно позволяет разблокировать переговоры по сербской заявке на вступление в Европейский Союз и наладить взаимодействие с Приштиной – в первую очередь, торгово-экономическое и гуманитарное, и тем самым способствовать укреплению позиций косовских сербов и защите их интересов».

«Также здесь присутствует и интерес Евросоюза, для которого проблема Косово остаётся нерешённой до тех пор, пока отсутствует полномасштабное соглашение между Белградом и Приштиной – поясняет эксперт. – К тому соглашению, которое было подписано уже примерно 10 лет назад, есть претензии со стороны Сербии и Косово. После него было достигнуто отдельное соглашение при посредничестве на тот момент президента США Дональда Трампа о торгово-экономическом взаимоотношении. И, собственно говоря, Вашингтон и Брюссель стремятся сейчас тем или иным образом закрыть эту проблему, но, чтобы всё же инициатива исходила от самих конфликтующих сторон».

Эксперт отмечает, что нынешняя позиция Александра Вучича очень непроста. Президент находится под сильнейшим международным давлением, причём дело касается не только проблемы Косово, но и взаимоотношений с Россией. Не стоит забывать ещё и о Боснии и Герцеговине:

– Сараево обвиняет боснийских сербов в стремлении войти в состав Сербии. Поэтому Вучичу также приходится периодически опровергать свои экспансионистские устремления. В нынешней ситуации очевидно, что нахождение развязок о взаимном признании тех или иных паспортов и документов, выдающихся Белградом и Приштиной, возможно, это единственная конкретная мера, которая может быть принята и которая отвечает интересам обеих сторон.

«Вучич совершенно прав, говоря о том, что решение никоим образом не свидетельствует о том, что Сербия признаёт независимость Косово, – продолжает Пётр Искендеров. – Но одновременно это решение позволяет разблокировать диалог и снизить остроту напряжения на административной границе между Сербией и Косово».

Эксперт также считает, что мнения о том, что авторитет Вучича среди его избирателей снизится, тоже ошибочны. Да и на международном поле глава Сербии ожидает оказаться в выгодном положении:

– Для Вучича это решение закономерное, это подтверждение правильности и последовательности его курса в глазах сербских избирателей. Очевидно, что после заключения соглашения президент страны ожидает и каких-то новых преференций со стороны Брюсселя. Может, финансовой помощи или продвижения заявки на вступление Сербии в ЕС.

По оценкам нашего эксперта, подобный шаг оптимален и довольно позитивен: «Александр Вучич признаёт ту ситуацию, которая существует де-факто, поскольку без решения вопроса о взаимном признании документов Приштиной и Белградом невозможно обеспечивать интересы косовских сербов, и ситуация на границе будет периодически обостряться».

Многие забывают и о ещё одном важном моменте в конфликте: это экономическая и гуманитарная составляющие. Трансграничный обмен, торговля существуют и продолжаются. По словам эксперта, безусловно, косовским сербам нужно думать о получении выгоды и финансов со стороны Брюсселя, который финансирует регион по своим программам. Кроме того, трансграничный обмен нужен и для посещения родственников, осуществления других операций.

– От этого решения сейчас выигрывают все, – утверждает эксперт. – Вучич не признаёт независимость Косово де-юре, но он де-факто признаёт ту ситуацию, которая сейчас сложилась в этом регионе. И де-факто признаёт необходимость разблокирования трансграничного обмена и переговоров между Белградом и Приштиной.

Приближающиеся события, которые мир ожидает на Балканах уже 1 сентября, могут не стать максимально горячими. И не последнюю роль здесь сыграла именно сделка, инициатором которой во многом стал как раз Вучич:

– На мой взгляд, за этим соглашением последуют и переговоры по другим вопросам, касающиеся автомобильных номеров и признания каких-то других документов, – комментирует ситуацию Пётр Искендеров. – Так что, сейчас можно говорить о том, что напряжённость ситуации спала. Если стороны не будут принимать каких-то односторонних скоропалительных шагов, можно ожидать дальнейшего вялотекущего переговорного процесса, который снизит градус противостояния и вполне возможно, что будут найдены разблокировки и по другим вопросам, касающихся конкретных повседневных проблем косовских сербов.

Автор: Полина Коноплянко